מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Мой руммейт в поездке (из Квинса, потомок рава Юсуфа Мамона, его сын помнит нашего Арика, они учились в одном классе в бухарской ешиве) спрашивал меня про каббалу, к которой он относится скептически. Мое отношение к каббале очень положительное, как к интеллектуальной игре, полностью укорененной в еврейской текстовой традиции.

Откуда берутся определенные штампы нашего мышления? Например, почему в любом процессе или тексте есть три стадии: начало, основная часть и конец? Это свойство процессов или свойство нашего мышления? С одной стороны оно связано с геометрией (наружная сторона, внутренняя, другая наружная) - как то, что у куба шесть граней, у квадрата четыре стороны, а у отрезка два конца. Ясно, что пифогореизм отсюда. С другой стороны, просто нам удобно везде видеть введение-основную часть-заключение или ранний верхненемецкий - средний верхненемецкий - поздний верхнененецкий, раннее барокко, развитое барокко, позднее барокко и т.п.

Три части - это просто, но есть такие же пифагоровы структуры гораздо более сложные. Иногда они оказываются очень плодотворными. Распределение Ципфа и закон Бенфорда - результат того, как мы записываем и учитываем вещи, но интуитивно неочевидный. Статистический закон Гаусса, шум, обратно пропрциональный частоте и другие приколы. Не сразу поймешь, какие из них из платоновско-пифигорейского мира форм, а какие из них - из физики. Законы диалектики (чтобы это ни значило [я в курсе, что в настоящей гегелевской диалектике законов нет]) - это законы физического мира или мира идей? Ну и древо сфирот и парцуфим накладывает где-то такую же по типу структуру. Пусть и несколько искуственную, но неотделимую от текстов и традиций комментирования. Да, у еврейского Бога есть жена (шок, люди падают в обморок [ее при финикийцах звали Ашера, а потом стали звать Шхина или Малхут]). Но это не все, у него есть папа, мама и дедушка (Древний Днями), но это секрет. :) На деле это определенные диалектические структуры мышления, связанные с распространением, ограничением, телесностью и бестелесностью, логикой, интуицией и балансом всего этого. Весьма тонкие инструменты мышления. Чем плохо-то?

Нехама С. (бывш П) сказала мне, пока наш автобус забирался в Атласские горы, про какого-то каббалиста (забыл), который идею цимцума свел к выделенной точке (началу системы отсчета, надо полагать) в пространстве. И чем-то это по ее мнению похоже на физику. Я ей говорю: идея пространства и его сокращения хороша, отличная аналогия. Забавно другое. Само понятие пространства (которое тут используется для аналогии) ведь не является первичным. Есть два взгляда на пространство. Или оно существует независимо, или это просто иллюзия отношения между предметами. Ньютон считал, что существует, а Лейбниц считал что это просто отношение предметов.

Мы конструируем идею пространства с определенной группой симметрии (сдвиг и вращение) из нашего опыта существования в трех средах - визуальной, тактильной и слуховой - как результат скрытых симметрий индивидуального опыта в этих средах, приводящей к воспроизводимости объективного опыта. Мы абстрагируемся от начала координат, которое в нас (а не наоборот цимцум создает начало координат - впрочем, это как раз почти одно и то же, поскольку как раз цимцум создает нас). Письменный знак соединяет три среды (визуальную, слуховую, тактильную - знак пишется, слышится и видится). Мы усваиваем конкретный язык из пространства всевозможных языков, пропечатанного в нашем условном "языковом органе" (по Хомскому), и тем соединяем три внешних среды; тоже цимцум, выбор начала отсчета? Пространство - это идея симметрии (сдвиг и вращение), а симметрия - результат инвариантов в комплексах ощущений [и текстах]. Kаждая симметрия связанa с законом сохранения определенного инварианта. Ну и зачем я стану представлять цимцум бесконечного пространства, если понятие пространствa - не базовое, а производное по отношению к тактильным, визуальным и слуховым ощущениям? :) Не могу сказать, что я был понят. :)

Получается, что цимцум похож на спонтанное нарушение симметрии (я имею в виду аналогию с физикой - так называемый "угол Вайнберга" между плоскостью нейтральных векторных бозонов и плоскостью фотонов/слабых бозонов в теории "дна бутылки" в электрослабой теории или, насколько я понимаю, хиггсов механизм в СМ). Ну, естественно, что свет (фотоны) образуется цимцумом, кто бы сомневался.

Человек - говорящая обезьяна, с которой Бог поделился куском души в результате цимцума. Обезьяны в Атласских горах - как наши белки:


Солнце встает из-за Атлaсских гор (где Атланты держат небо) над кладбищем в Mарракеше вот так:


Надгробие праведника каббалиста Иегуды Бен-Аттара из Феса похоже на парoвоз или теплоэлектростанцию из-за трубы и дыма от свечей, а его эпитафия перечисляет его гильгулим;


Марокканские козочки пасутся на деревьях:

Кто скажет, что все это не крышесносно? :)
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Ничо так? На шкафу у меня над книгами по нанотехнологии и трибологии - алтарь Элегуа. 21 каждого месяца - его день.

  • (no subject)

    NSF прислало анонимный опросник с вопросами о том, как я оценимаю их процесс рецензирования и присуждения грантов. Как обычно, ничего по существу…

  • (no subject)

    Ну что, добавить мне в раздел благодарности статьи " M.N. thanks Eleguá for Abre Caminos"?

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments