מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Ставлю черновик статьи про Фес, с картинками, нужно исправление опечаток и советы по улучшению содержания.




В декабре 2018-январе 2019 мне довелось посетить Королевство Марокко в составе еврейской группы под руководством историка Артёма Федорчука и проповедника Пинхаса Полонского. Цель поездки была экскурсионной. Мы посетили Касабланку, Рабат, Мекнес, Волюбилис, Фес, Бени-Меллаль в Атласских горах, Марракеш, Эссуэйру (Магадор), Эль-Джадиду (Мазаган) и ряд других мест. В большинстве из этих мест мы посещали синагоги, еврейские кладбища или музеи.

Впечатлений от поездки много. Марокко - страна большая, с еврейской историей связанная множеством глубоких взаимосвязей. В этой заметке я хочу сосредоточиться на одном, пожалуй, самом интересном городе - Фесе.

Но сначала несколько общих наблюдений. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений, к израильским туристам в Марокко относятся очень уважительно. Торговцы на базаре кричат "барух а-ба" и "шалом" вдогонку людям, выглядящим как израильтяне. В антикварных лавках продаются "еврейские" предметы, такие как металлические футляры для мезуз, а производители керамики изготавливают блюда, расписанные еврейскими мотивами, бокалы для кидуша и даже ханукии. По указу Eго Bеличества Мухаммада VI восстановлены некоторые еврейские названия улиц в бывших меллахах (еврейских кварталах). Так в Марракеше теперь есть улица Талмидей-Хахамим и арка Бен-Аттара. В разных городах открываются еврейские музеи. Помимо еврейского музея в Касабланке, считавшегося единственным в арабском мире (кстати, найти этот музей нелегко, и вывески на нем нет) в последние годы открылся музей Бейт-Дакира в Эссуэйре, еврейская экспозиция в Марракеше во дворце паши Глауи, музей при синагоге Слат-аль-Азама тоже в Марракеше, магазин "музей" Дом Маймонида в Фесе (о нем ниже). Все это рассчитано на еврейских туристов. Открываются и синагоги, хотя прихожан в них осталось мало.

Марокко, с его просвещенной монархией, производит впечатление менее исламизированной страны, чем, например, Иордания. Продается алкоголь (правда, обычно в специальных отделах или в специальных магазинах). В Марокко пользуются европейскими цифрами, а не "арабско-индийскими", принятыми в арабском мире. Обычные европейские цифры можно видеть как на монетах середины ХIХ века, так и, например, на еврейских надгробиях того же времени. Пятница в Марокко рабочий день, а суббота и воскресенье - выходные. Первое января - выходной, и никто не называет его "Сильвестром". Все это мелкие детали, но они говорят об определенном уровне вестернизации, отличии от более привычных нам арабских стран вроде Египта, Иордании или Палестинской Автономии. В то же время Марокко - исламское государство, это записано в его конституции, и никто не обвиняет мароканцев за это в расизме (как обвиняют Израиль за провозглашение его еврейским государством).

Здесь по конституции 2011 года официально введен мультикультурализм. Берберский язык, после многих десятилетий преследования, был объявлен государственным. Берберы составляют около 60% населения Марокко. В официальное употребление введена странная берберская письменность "тифинаг", основанная на древне-ливийских надписях, но явно малознакомая большинству берберов и, на мой взгляд, несущая некоторый языческий, неисламский характер (мусульмане на Востоке обычно традиционно писали арабский вязью). Появилась тенденция считать Марокко неким мультикультурным обществом, исторически включавшим три группы: арабов, берберов и евреев. Король велел преподавать в школах историю Холокоста европейских евреев. Отчасти это похоже на ситуацию в Испании или в Польше, где евреев почти нет, а туристический интерес к ним есть. Не хочу приукрашивать ситуацию, в Марокко есть и места, где ходить в кипе по улице одному опасно, есть бедные, неустроенные районы.

Евреи в Марокко жили с давних пор, почти во всех основных городах и в горных деревнях среди берберов. В некоторых городах, как Магадор (это слово искаженное финикийское мигдаль - "башньа") / Эссуэйра (по арабски "план", ср. цура или циюр на иврите), в определенные периоды евреи составляли большинство.

Самые ранние еврейские памятники в Марокко, входившем в римскую провинцию Мавретания, относятся к 3 веку нашей эры и проис ходят из Шелы (Рабат) и Волюбилиса. Существуют также легенды о берберской царице, якобы еврейкe, Дахье-аль-Кахине. Иосиф Флавий пишет о Мавретанской царице Глафире в 7 году до н. э, вдове сына Ирода Великого (убитого по приказу отца), вышедшей замуж за царя Мавретании Юбу II. Глафира, хоть не была рождена еврейкой, но будучи невесткой иудейского царя приняла иудаизм.

На сегодня евреев в Марокко мало. В Касабланке мы видели одну раскошную синагогу, где прихожане говорят по-французски, и несколько мелких типично восточных синагог, которые открываются нерегулярно. Похожая ситуация в Марракеше, но евреев там меньше. Действующие синагоги есть в Фесе, Мекнесе и Эссуэйре.

Наиболее интересным и насыщенным средневековыми еврейскими памятниками является город Фес, старая столица Марокко. Старый город ("медина") здесь огромен и запутан. В фесской медине можно видеть многие достопримечательности. Среди них исламский университет Аль-Карауин, основанный в 859 г. женщиной, Фатимой аль-Фихри, который иногда считается самым старым в мире университетом. Рядом с комплексом медресе Боу-Инания можно видеть средневековые водяные часы Дар-аль-Магана (1357 год). В Медине Феса есть старинные кожевенные и дубильные мастерские (использующие древнюю технологию на основе птичьего помета), гончарное и керамическое производство.


Вход в исламский университет Аль-Каруани. Немусульманам проход дальше запрещен"






Подобно тому как слово "гетто" происходит от названия еврейского квартала Венеции ("место литья"), слово "меллах" (соленый, солончах) происходит от названия еврейского квартала Феса. В Фесе некоторое время жили Моисей Маймонид (Рамбам) и Дунаш Бен-Лабрат, по одной из версий (оспариваемой сегодня) отсюда происходил Аль-Фаси. Кое-где здесь еще можно видеть следы от мезуз на дверях. В меллахе Феса действует синагога Ибн-Данан, основанная в ХVII веке.



Рядом находится старинное еврейское кладбище, на котором похоронены многие знаменитые люди. Надгробия праведников выделяются необычным для нас видом: они имеют "топку" для установки свечей и "печную" трубу над ней.



Вот две интересные фигуры. Праведница Солика Хатуэль (1817-1834) отличалась красотой и привлекла внимание богатого мусульманина, который возжелал, чтобы Солика обратилась в мусульманство и вышла за него замуж. Солика отказалась предать веру предков, но была обманом насильно обращена в ислам, после чего ее приверженность к еврейству стала считаться по мусульманскому закону вероотступничеством, наказуемым смертной казнью. Однако 17-летняя девушка проявила стойкость и отказалась следовать исламу, после чего была публично казнена путем отрубления головы. Могила Солики-праведницы служит местом паломничества евреев.



Не менее интересно надгробие Йегуды б. Якова Бен-Аттара (1615-1732), главного раввина Феса, считавшегося знатоком Талмуда и чудотворцем. Бен-Аттар - видная сефардская семья, само слово Аттар означает "аптекарь". Надгробная надпись р. Йегуды перечисляет его перевоплощения (или перезaхоронения?) после смерти в 1790, 1792 и 1883 годах и сообщает историю о том, как будучи брошен в клетку со львами он провел в ней сутки и остался цел.





Еще одним интересным странным явлением, характерным для Феса, является магазин иудаики "Дом Маймонида", иногда именуемый "музеем". Здесь множество разных странных предметов с еврейскими мотивами, явно в большинстве случаев не подлинных, а изготовленных художниками с большой фантазией и напоминающих театральную бутафорию.




Современные поделки с "еврейскими" мотивами из гончарной мастерской:







Мое воображение более всего поразил вот этот предмет, видимо, дверь арон-кодеша или мизрах, соединенный с солнечными часами.


Subscribe

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках не хватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments