מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Пелевину и не снилось

1. Любой школьник, наверно, знает, что у линейных гармонических колебаний собственная частота не зависит от амплитуды, а у нелинейных - зависит. Это потому что, ежели мы рассматриваем линейный оператор Ах = λх, то А(kх) = kλх. А если оперaтор нелинеен, то собственные значения начинают зависить от собственных векторов, и частота зависит от амплитуды. Это явление называется изохронностью линейного маятника, и его открыл Галилей, по одним данным в 1583 году, по другим чуть позже.

Кстати, имя Галилей означает просто "галилеянин", и один из церковных противников Галилея, Tommaso Caccini, обыграл это цитатой из Деяний Апостолов 1:11 "галилеяне, что вам смотреть на небо?"

Частота колебаний также не зависит от массы, потому что от массы не зависит ускорение свободного падения, что открыл тот же Галилей. На самом деле до него это открыл Джузеппе Молетти, но считается, будто Галилей.

Как сказал один мой знакомый, в нелинейной механике всего две задачи: о разделении движений и о резонансе. Разделение движения в солнечной системе и сведение к задаче двух тел - еще один важный пример, относящийся уже к Ньютону.

Ясно, что с изобретения изохронного линейного маятника и пошел-поехал редукционизм в науке. Представление, что все сложные процессы можно объяснить при помощи закономерностей, выявленных на упрощенных процессах, которые возможно изолировать и изучить в лаборатории.

В менее формализуемых математически областях жизни этот способ мышления тоже работает. Человеческую речь, состоящую из междометий и невнятных фраз, еще Аристотель формализовал, нашел в ней логические конструкции, подлежащие и сказуемые (субъекты и предикаты). И оказалось, что любую мысль можно выразить правильно построенными предложениями, а мекания и бекания оставить за скобками. Да и сам язык работает по тому же принципу. На языке можно описательно высказать что угодно, описать любое эмоциональное состояние. Хотя эмоций у человека больше, чем способна высказать речь (остроумная идея т. н. "шеррингтоновский воронки" у Дьяконова-Салямона), оттого требуются тропы, возникают стихи и песни.

Короче, Галилей нам все залинеаризировал и навел везде объективность. Картинка: часы второй половины ХVI века (до маятника, с нелинейным verge foliot escapement или билянцем), которые я видел в пятницу в городскoм музее г. Милуоки, где проходил вечер латиноамериканских танцев. http://collection.mam.org/details.php?id=2826


Более древний и более известный механизм есть в Солберецком соборе, куда стремились герои Советского Союза Петров и Боширов, за пазухой с бутылкой из под духов "Нина Риччи", заряженой ядом "Новичок" (со связью F-P-N=C). Пелевин отдыхает.


2. Почему любая вещь имеет денежный эквивалент? Да что там вещь, почти любое явление (у нас на работе, например, деньгами измеряют научные достижения). Может, думаете, деньги - это аристотелева акциденция, подбно цвету яблока или запаху цветка? Ничего подобного, очевидно, что деньги это не акциденция и не субстанция, они вообще не материальны и не идеальны.

А может цена - это форма внешнего восприятия любого предмета, наподобие пространства и времени, просто Кант про нее позабыл?

Нет, деньги имеют отношение к матанализу, как и изохронность! Стоимость (V, value) находится в простом соотношении с количеством товара, q в виде dV=pdq, такой операцией определяется производная p, то есть цена (price). А дальше можно, рассуждать, как цена единицы товара нелинейно зависит от количества товара p(q), проделывать хоть преобразование Лежандра V*(p)=pq -V(q(p)), чтобы найти прибыль при продаже q единиц по фиксированной цене p, которые обошлись в V(q), хоть что угодно.

Мыслительная операция, которая стоит за таким введением понятия (не являющимся ни субстанцией, ни акциденцией), применима и к менее формализуемым математически областям жизни. Есть понятие наблюдаемое, вводится понятие абстрактное через некую функцию обоих. Как dG=-SdT - гиббсова свободная энергия является функцией температуры (измеримой) и энтропии (абстрактной), а иначе энтропию [по Клаузиусу, а не по Больцману] не определишь.

Например, что такое смысл, и как он соотносится с текстом? Я не знаю, что такoе смысл и как его определить. Допустим, это некое состояние мозга говорящего и воспринимающего текст (допустим, мозг - это автомат вроде машины Тьюринга). Продифференцировать смысл по тексту никак невозможно. Хотя текст линеен. Точнее, возможно, но в соотношении d(Смысл) = M d(текст) величины d(текст) не будут бесконечно малыми. Потому что смысл контекстно-зависим. Это осмысленные единицы текста, скорее всего - предложения. Может быть иногда - отдельные слова или морфемы. Но никак не буквы. И хотя производную в смысле ньютонова или лейбницева матанализа здесь не ввести, ясно, что предстaвление о значении, M, отдельной короткой единицы текста вводится именно такой мыслительной операцией.
:)
Tags: XVII век, esoteric, mechanics
Subscribe

  • (no subject)

    Дерек, один из моих преподов в Сальса-Сошиал (по четвергам). Феноменально гибкий и пластичный. Мне будет его не хватать. А это Хорхе, по…

  • (no subject)

    Рецензируя статьи, всегда обращаю внимание на первое предложение в статье. Обычно оно информативной нагрузки не несет, но как-то всегда показывает,…

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments