מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Я наверно уже ссылался (и не раз) на нравящийся мне отрывок из лекции математика Каждана о науке и религии. Я его расшифровал с записи на Ётубе вот здесь (во второй половине поста, там же есть и ссылка на видео): http://blogs.7iskusstv.com/?p=60281

Каждан там говорит о нетривиальной связи: бесконечное = становление (сложного из сложного).

Там есть еще одна важная мысль: бесконечноe = не явление (вне пространства и времени). Ну вот мы можем мыслить о явлениях [материального мира], а можем и о не-явлениях. Для бесконечного это, конечно, виртуозно продемонстрировал Кантор. А в физике - Больцман (обоих считали сумасшедшими именно поэтому). Больцмановский взгляд, в сущности, уже квантовый (без идеи квантования фазового пространства как представить энтропию k lnW?), мне нравится мысль, что квантовая механика описывает не столько реальность, сколько наше знание о ней.

Надо сказать, что, вопреки этому, Кантор верил в реальность актуальной бесконечности как феномена. Например, он считал, что атомы имеют нулевой размер! :)

Тем не менее, противопоставление феномена и не-феномена (например, бесконечного или не данного нам в качестве феномена становления [здесь рискованное утверждение]) - это одна линия мысли.

Другая линия - это то, о чем говорил Парибок, когда отметил, что существуют самоактуализирующиеся понятия, такие как "смысл", "язык" или "Бог". Противопоставление их обычным понятиям (т.е. таким, которые можно помыслить и без их существования) сродни противопоставлению субстанции и акциденции. (Субстанция = сущность явления, акциденция - необязательный признак, без которого предмет не перестает быть собой). Правда, мне кажется, что дело тут в том, что "самоактуализирующиеся понятия" не принадлежат никакому ряду. Можно представить серобуромалиновый цвет, даже если его не существует, по аналогии с красным и зеленым, поскольку есть ряд цветов.

А еще одна линия - противопоставление конкретного и абстрактного. Дьяконов утверждает [не слишком убедительно], что архаические языки не имели абстрактных понятий. Но он же утверждает, что те же цвета - актуализируются по мере практической надобности (в древнем иврите всего два цвета, а в языке эскимосов якобы десятки оттенков цвета снега); мне это кажется гораздо более относящимся к делу.

Я так думаю, что эта идея актуализации вообще с Хомским связана (Хомский - мудило по политическим взглядам, но когда он умрет [скоро], его еще вспомнят как крупнейшего ученого нашего современника; вообще, от хомскианских идей до креационизма не так далеко, как кажется).

Только "по Парибку" язык самоактуализируется логически (как "я" у Декарта или как средневековые доказательство Бога у Ансельма). А по Хомскому язык [заодно с абстрактными понятиями] актуализируется... не знаю когда, видимо, по мере возникновения социального запроса (а в онтогенезе у ребенка - по мере взросления заранее данный "языковой орган" настраивается).
Tags: philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Стал читать (увы, в Википедии) про методы сокращения размерности и анализ главных компонент, узнал много новых слов и имен. :) Вот например статья…

  • (no subject)

    Прочитал по ссылке у roman_kr на работы советский физиков o Commensurate-incommensurate phase-transition. А конкретно вот эту статью в швейцарском…

  • (no subject)

    Заглянул в книгу В. И. Арнольда "Экспериментальное наблюдение математических фактов" ( https://www.mccme.ru/free-books/dubna/via-exp.pdf) " Случай n…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments