מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

субъект и предикат

Юзер Еся упрекнула меня, что я излишне увлекаюсь красивыми идеями вместо людей. Я даже стал оправдываться, что вот бачата - про красивых людей, а не идеи. :) В качестве интеллектуального лакомства разовью мысль (от Парибка), что в логическом утверждении подлежащее относится к реальному миру, а сказуемое - наше представление о нем. Например, если мы говорим "Путин - мурло", Путин - это реальный объект, а "---ло" - наше представление о нем.

А где много предложений с именными сказуемыми? Ясное дело, на Востоке, причем и у японцев, и у семитов. Вот возьмем хайку Босё о лягушке (это самое знаменитое японское стихотворение):

古池や
蛙飛びこむ
水の音
Фуруикэ я
Кавадзу тобикому
Мидзу-но ото

"Старый пруд - звук воды прыгнувшей лягушки."

Болдом я обозначил иероглифы Кандзи: 古 старый, 池 пруд, 蛙 лягушка, 飛 прыгнуть, 水 вода, 音 звук, которые образуют как бы смысловой скелет этого хайку. Пруд здесь символизирует вечность, а всплеск - эфемерное. Конечно, "пруд" - подлежащее, а звук воды от прыгнувшей лягушки - сказуемое. Японские миниатюры строятся по схеме, когда сначала (первые две строки) дается описание природы, а затем - описание чувств или эмоционального состояния, которое эта природа вызывает. Правда, это скорее касается жанра танка (из пяти строк). Трехстрочные же хайку могут считаться урезаннными танка, когда на вторую часть дается лишь намек. Вот и получается, если говорить о субъектно-предикатных отношениях, что "старый пруд" (古池, фуру-икэ) - это предмет, обладающий онтологической реальностью, а "звук воды" (水の音, мидзу-но-ото) - это наше представление о нем.

В семиотике есть понятия "тема и рема". Тема (исходный пункт высказывания) - это та часть высказывания, которая известна слушателю или адресату высказывания. Рема - это та часть высказывания, которая является новой и неизвестна получателю.

В семитских языках известно выдвижение впред "темы" или т. н. экстрапозиция естественного подлежащего: "Кузнец - была у него собака" (араб.), "Иерусалим - горы вокруг него" (Йерушалайим hарим савив лаh), "Мудрец - глаза его на голове его" (hе-хахам ейнав бе-рошо). Думаю, вооружившись идей, что подлежащее (субьект) - это предмет, а сказуемое (предикат) - наше знание о нем, мы значительно облегчаем себе понимание таких текстов.

Я уже сказал, что скелет этого стихотворения образуют иероглифы старый, пруд, лягушка, прыгнуть, вода, звук. Канзи или китайские иероглифы - это вам тоже не шутка. Они имеют свою структуру. Похожий на гроб с крестом знак "старый" состоит из двух графических элементов 十口, то есть десятка (или полнота) и "рот" или "вход". Иероглиф вполне базовый, его сокращенная форма . В фоносемантическом сочетании с ("быть, тоже"), вода образует пруд. Звук считается идеограммой: ("слово") плюс ("рот") – звук исходит изо рта. Лягушка считается фоносемантическим сочетанием ("насекомое, тварь" - считается изображением змеи) плюс зеленый нефрит (от земля). Меня всегда завораживало, как китайские иероглифы дают (или, по крайней мере, навязывают) разложение значения понятия на некие базовые составляющие, в данном случае: вода, земля, змея, рот, полнота. Я очень поверхностно прошелся по этим смыслам, на самом деле можно найти гораздо более интересные связи. Например, можно добавить, что традиционный трактат II века о происхождении иероглифов "Shuowen Jiezi" утверждает, что входящий в иероглиф для "пруда" компонент 也 является a pictogram of female genitalia, ну а 蛙 лягушка - это зеленая (圭 нефритовая) тварь 虫.
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments