מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

И еще немного адвайты-веданты от Н. В. Исаевой

Когда нужно бы поработать, дедлайны просрочены, статьи не дописаны, домашки не проверены, почему-то больше всего тянет писать в ЖЖ или там разбираться в средневековой индийской схоластике.

Выписал, что Исаева пишет про гипнотическую силу майя, создающую иллюзию существования мира и объектов в нем и их движения и крyговорота изменений (а так же иллюзию отдельности души человека от бесконечного бога):

" Майя (maya) — вселенская иллюзия, благодаря посредничеству которой только и возможно любое вкушение, то есть ощущение и постижение. Именно майя создает мир объектов, будь то внешние предметы, заполняющие собой пространство, или же внутренние объекты восприятия, иллюзорные объекты, развертывающиеся перед сознанием во сне, в фантазиях или грезах. Майя действует во всех трех первых состояниях сознания, или на трех первых его ступенях, однако если в бодрствовании либо во сне со сновидениями человек воспринимает множество сотворенных ею объектов, то в глубоком сне без сновидений единственным объектом выступает сама майя, дарующая сознанию отдохновение и радость."


"Подобно природе сновидения или волшебства (svapna-mäyä-svarüpa) — со-
относится с уже упоминавшимися «сном со сновидениями» (svapna) и майей, или
волшебной иллюзией. Согласно комментарию Шанкары к этой карике Гаудапады,
все макрокосмические состояния, то есть вселенские образы творения, все эти уже
перечислявшиеся лики космоса: «Всеобщее», «Сияющее», «Сознающее» — на деле
подобны веревке в искусных руках волшебника-фокусника. Веревка кажется зрите-
лям уходящей в небо, но это всего лишь иллюзорная видимость, чья суть открывает-
ся только посвященным в секрет фокуса. Как говорит Шанкара, «подобно тому, как
волшебник остается стоять на земле, но пребывает там невидимым благодаря вол-
шебному покрову, [сходным образом раскрывается знатокам] и высшая реальность,
называемая „Четвертым [состоянием]"». Для Гаудапады и Шанкары творения в
абсолютном смысле нет вовсе: оно начинается как иллюзорное представление, как
игра волшебной майи."


"Гаудапада открывает для себя нечто совершенно иное. Он ищет скорее надежную опору, прочный стержень, который смог бы подпереть ненадежную текучесть сущего. Я бы сказала, что адвайтист Гаудапада, равно как и его позднейший ученик — Шанкара, видит и в самой космической иллюзии, майе, скорее уж некое обозначение завесы, скрывающей высшую сущность. Майя у них соотносится прежде всего с ведийской метафорой «сокрытого», «тайного» (güdha) Брахмана."


"Души кажутся разъединенными, отделенными друг от друга и от высшего Брахмана, поскольку между ними стоят стенки сосудов — телесных образований майи. Стоит разбить гляняные кувшины, и первоначальное единство эфира, или пространства, восстанавливается без всякого ущерба: оно ведь и было всего лишь кажущимся. Bot так и изначальное единство, не-двойственность атмана возрождается (точнее, попросту раскрывается) после снятия ограничений вселенской иллюзии. Позднее это уподобление охотно использовал Шанкара; под названием avaccheda-väda («учение о разделенности») оно не один раз встречается в его главном произведении — комментарии к «Брахма-сутрам» Бадараяны."


" Не является в форме [объекта] (anäbhäsam) — букв, «не проявляется», «не кажется». Вообще äbhäsa, то есть «видимость», «кажимость» — это один из самых распространенных синонимов вселенской иллюзии, майи, только взятой со стороны своих психологических, «внутренних» проявлений."


"У Шанкары, как известно, одним извозможных объяснений множественности душ стало предположение, что индивидуальная душа подобна отражению высшего Брахмана в зеркале майи."



"Отражение", "свет", "сосуды" - это не интересно, потому что это мы уже слышали в другом месте (в лурианской каббале, например). А вот что мне понравилось - это про "индийскую веревку":

"все макрокосмические состояния, то есть вселенские образы творения, на деле подобны веревке в искусных руках волшебника-фокусника. Веревка кажется зрителям уходящей в небо, но это всего лишь иллюзорная видимость, чья суть открывается только посвященным в секрет фокуса."

У нас была статья с аспирантом из Кералы, где упоминается о том, как вибрации приводят к Indian Rope Trick (на самом деле идея не моя, см. там ссылки 27-28). :)
Только у нас вибрации и левитация - вполне настоящие, научные. :)
https://pubs.rsc.org/en/content/articlehtml/2014/sm/c4sm00265b
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Представьте, что вам нужно объяснить папуасу, что такое приложение для айфона. Скажем, игра в танки или в злых птиц. Это почти невозможно. Сначала…

  • (no subject)

    1. Меня медитация и транс (как и другие способы работы с подсознанием) интересуют в смысле возможности посмотреть на себя со стороны, но не в смысле…

  • Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось вашим папарацци

    ИТМО, конечно, иногда удивляет креакловским карго-культом, который совершенно параллелен (и даже перпендикулярен без пересечений) реалиям первого…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments