מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Программистам, думаю, хорошо понятна идея, что текст может существовать как целое, а может кристаллизоваться по мере прочтения. Поскольку существует два типа трансляторов: комплиляторы, которые переводят программу с языка высокого уровня на машинный код, обработав ее целиком, и интерпретаторы, которые выполняют программу на лету, построчно. Существует целая наука, описывающая все это - иерархия контекстно-зависимых и контекстно-независимых грамматик, теория парсинга и т.п.

Человеческое восприятие, очевидно, имеет оба механизма: что-то интерпретируется на лету, а что-то воспринимается цельно. Есть тексты и есть, скажем, визуальные образы. Отдельный вопрос - как воспринимается музыка и т.п. Ясно, что это игра обоих способов. Язык, во многом, предназначен для перевода образов и идей в линейную последовательность символов.

Это аналогично одному из центральных философских вопросов: кристаллизуется ли мир в каждый момент, или можно считать мир некой статичной пространственно-временной структурой, где время сведено к четвертой координате. Аналогично, смысл текста кристаллизуется ли в каждый момент, или существует как целое.

Бхартрихари стоит на фундаменталистской позиции Адвайты, что текст существует только как целое, а деление на слова и звуки / буквы - иллюзия. Он говорит о трех типах речи: обычной, ментальной (про себя), и некой идеальной речи сознания. Плюс еще один тип, выше их всех (такая структура из четырех элементов вообще характернa для этой древне-индийской школы). На каком-то из этапов зарождения текста из чистой идеи возникает линеаризиpованная структура, которая затем, при порождении текста говорящим, переводится в последовательность слов.

Современная гипотеза "языка мышления" (https://en.wikipedia.org/wiki/Language_of_thought_hypothesis) мало что проясняет.

Линия адвайтистской мысли состоит вообще в том, что сознание неизменно, вне времени и не имеет позитивных определений, потому что как только мы видим какое-то изменение или качество в своем сознании, мы должны задать вопрос: а кто это наблюдает? И окажется, что внутри нас есть более глубокий наблюдатель, по отношению к которому изменения или течение времени - внешнее.

Более того, в силу абсолютности все абсолюты - один и тот же абсолют, поэтому на каком-то уровне это абсолютное сознание ("атман" на санскрите) тождественно Богу ("брахман" на санскрите).

Ясно, что идея о единстве текста по Бхартрихари исходит из примерно такой же логики. Текст порождает у нас образы и эмоции (понятие "значения" более формальное, а понятие "смысла" ближе к эстетическому эффекту хyдожественного текста, поэтому упоминание эмоций уместно). Hо можно задаться вопросом, кто наблюдает эти эмоции и образы, как и их развитие во времени? Для внутреннего наблюдателя они на каком-то уровне абстракции должны превратиться в нечто неизменное. Hа таком уровне удаления от текста он не имеет ни субъекта, ни предикатов, ни объектов, ни слов, линейно складываемых из букв.

Видимо в каком-то таком смысле резделение текста на сегменты - "иллюзия" и результат восприятия реальности вообще как линейно разворачивающейся перед нами. То есть сила майя сначала создает некое ощущение и образы, затем делит его на субъекты-объекты-признаки-отношения, затем выражет это в понятной для нашего восприятия мира линейной форме последовательности буковок.

Ну, не знаю, как еще можно это интерпретировать.
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Правильно ли я понимаю, что слово "Европа" происходит от финикийского слова для Запада, однокоренного с эрэв, маарав, Магриб и т.п.?

  • (no subject)

    Сформулирую все-таки мнение о трактате Аркадьева. Он заявляет, что сущность человека состоит "в конфликте между языком и доязыковой тенью…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments