מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
В связи с чтением про грамматические теории Бхартрихари подумал вот о чем. Падежи бывают у имен, а лицо бывает у глаголов. Но у личных местоимений бывает и то и другое, их можно и просклонять и проспрягать: я-ты-он(она/оно); меня-тебя-его(её), мне-тебе-ему(ей); мной-тобой-им (ей).

Именительный падеж выражет ситуацию, когда слово обозначает объект или знак, указывающий на самого себя. Как в предложении "Нужно писать 'корова' с буквой 'о'" [а не 'корову'] или там "Нужно писать 'я' с маленькой буквы" [а не 'меня'] - в этих предложениях слова "корова" и "я" означают самих себя, т.е. слова "корова" и "я". А в предложении "Я вижу корову на лугу" корова уже означает некое животное. Что в нем означает "я" - не важно пока. Таким образом переход к косвенному падежу дает знаку (слову в данном случае) означаемое и одновременно дает возможность смотреть на корову не только как на сущность, но как на нечто, подлежащее предикации, то есть относящееся к субъективному. Короче, на этом этапе происходит противопоставление означающего и означаемого и объекта и субъекта применительно к сущности (=существительному).

Несколько в другом смысле субъект и объект различаются в связи с наличием глагольного лица. Это различие говорящего, проявленного (נמצא или נוכח) и отсутствующего (נסתר). В том смысле, что это не логически допустимая сущность, а данная нам или нет. Tо есть существование, а не суть.

«Срединная речь» (madhyamä) по Бхартрихари, т.е. речь про себя в уме. Когда человек в уме проговаривает фразу "Корова пасется на лугу", он, во-первых, абcтрагириован от звуков, для него есть только фонемы. Потому что ничто не звучит, а кодируют речь фонемы. Во вторых, он имеет в виду ментальную корову и ментальный луг, а не реальные. То есть означаемым является мысль о корове или ее образ в голове, а не сама корова. Означающим, впрочем, тоже является мысль, точнее, мысленно произносимое слово "корова". При этом однако все же существует последовательность фонем и слов. И между означаемым и означающим еще есть различие: означающее (мысленный образ слова "корова") может указывать как на мысленный образ коровы, так и на самого себя, т.е. на мысленный образ слова "корова".

«Видящая речь» (pasyanti), т.е. еще более высокая стадия, по-видимому, что-то вроде мышления образами, когда образ коровы указывает только на образ коровы (означаемое и означающее - одно и тоже), падежей нет. На каком-то еще более высоком уровне (по идее, есть и четвертый уровень речи) и образа нет

Согласно адвайтистскому представлению о недвойственности, различие возникает из-за иллюзии, навеянной силой майя.
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Раз уж я говорил здесь о работе М. Бахтина про витализм 1926 года, подписанной И. Канаевым (я даже уточнил у И. Д., он говорит, что это точно "Бахтин…

  • ризомa

    Французские постмодернисты Делёз и Гваттари в середине 1970х придумали понятие ризомы ( Rhizome "корневище"), которая противопоставляется дереву.…

  • (no subject)

    Почитал еще немного про китайские иероглифы. Вроде бы понял, откуда они возникают. Фоноидеограммы являются главным принципом, когда одна часть знака…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments