מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ псевдо-Аристотеля

Любопытный русский перевод "механических проблем" псевдо-Аристотеля. Переводчик, впрочем, сам плохо понимает логику автора.

Для автора прямолинейное движение - природное, а отклонение - искусственное, этим он объясняет и принцип рычага (хотя там речь о силах, а не перемещениях, но для большего искуственного перемещения нужна бОльшая сила).

Так же еще раз убеждаюсь, что трение окончательно выпало из физики (перестало быть предметом физики, и до сих пор изучается обычно материаловедением, а не физикой), когда Галилей заменил изучение occurrences изучением идеализированых и рафинированных феноменов (очищенных от трения). В этом смысле трение и инерция дополнительны друг к другу - инерцию можно открыть лишь после того как избавиться от трения. (Наверно, гравитация и левитация тоже дополнительны, но это другая тема; как говорит коллега Саша из Тюмени "все живое стремится к полету".) :)

https://nsu.ru/classics/schole/6/6-2-arist-mech.pdf
Удивительным является как то, что происходит по природе и для чего неизвестна причина, так и то, что возникает вопреки природе благодаря искусству для пользы людей. 1
Природа многое производит против нашей выгоды, ведь она всегда следует по одному пути без отклонений, а выгода часто переменчива. И когда нужно сделать нечто вопреки природе, для преодоления трудностей применяется искусство. Искусство, приходящее на помощь в таких затруднениях, мы называем механическим. Как сказал об этом поэт Антифон:
«Мы побеждаем искусством, побеждённые природой».

Проблема 31
Почему легче двигать уже движущееся, чем неподвижное; и возы быстрее движутся потом, чем сначала? Не потому ли, что труднее всего двигать вес, который движется в противоположную сторону? Что-то из мощности убывает и тогда, когда тело движется очень быстро: ведь в этом случае толчки замедляются. На втором месте – когда тело неподвижно: ведь неподвижное противится. Но когда тело движется в том же направлении, толчки получаются подобными, как если бы они производили некое увеличение мощности и быстроты. Ведь это происходит так, как если бы воз уже двигался вниз по дороге.

Проблема 32
Почему останавливаются брошенные тела? Может быть потому, что прекращается бросающая сила, или из-за противодействия (διὰ τὸ ἀντισπᾶσθαι), или из-за отклоняющей тяги (διὰ τὴν ῥοπήν), если они сильнее силы броска? Но какой прок об этом спорить, удалившись от начала? 26

Проблема 33
Почему нечто переносится не своим переносом, когда оно уже не сопровождается толчками? Не очевидно ли, что первое толкает следующее, а оно – следующее за ним? А остановка происходит, когда тело уже не может подталкиваться тем, что его толкало, и когда на переносимый груз сильнее действует та мощность, которая приложена спереди, нежели та, которая его подталкивает?
Tags: mechanics
Subscribe

  • (no subject)

    Философ Е. Косилова умеет очень просто писать о сложных философских проблемах. По мне так это очень важное умение. Ее новая статья "Понимание как…

  • Женщины, огонь и опасные вещи

    Добавлю еще навеянное книгой Лакоффа ("Женщины, огонь и опасные вещи"), см. мои посты последних дней. По поводу категории вкуса ("сладкий",…

  • (no subject)

    Книгу Лакоффа я осилил, хоть и не целиком, но значительную часть и основную идею понял. Это идея номиналистическая (в смысле номинализм против…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments