מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Две мысли прочитал в Фейсбуке Парибка:

1) "Среди историков познания общепризнано, что наука -
а наука в узком смысле это естествознание, par excellence физика с математическими формализмами и экспериментом - возникла в христианской среде. Известна им и обосновывавшая науку концепция "двух книг" (Библии и природы).
В самом деле, не могла наука возникнуть в других цивилизациях.
И я думаю, что таково и есть главное всемирно-историческое назначение христианства, как мы его знаем - порождение из себя, обремененного схоластикой, экспериментально-математической науки - как результата склейки онтологизации закона (от Бога данного) по АА с онтологизированным понятием истины по БЗ.
После этого (1) вера-в-любовь, "Бог как любовь" с трансценденцией и (2) имманентный закон должны разойтись в стороны, оба этих компонента превосходно станут обходиться друг без друга и объединяться будут только индивидуально, в ментальности верующих, а историческое христианство по заслугам отойдет в прошлое, на пенсию культуры, как ранее олимпийская религия ушла в эстетику. Если и покуда такого не происходит, а происходит это мало где и с большим скрипом, то мы наблюдаем беспомощную консервацию и медленное отступление христианства из культуры с арьергардными боями или позорно деградировавшие симулякры трансценденции, как чаще всего в северном протестантизме
"

Думаю, эта мысль глубже, чем кажется на первый взгляд (она о распаде связи физики и метафизики, и почему он произошел в Европе XVII в).


2. "Философия как возможное точное знание отличается от математики только добавлением трех субъектных (или, что то же самое, онтологических) координат
я- ты- он(и) -(предметы)
сейчас - ранее - позже - всегда
тут iha atra - там tatra - совсем далеко там amutra.
Благодаря этому она НАДпредметна!
Бадью этого не заметил, как слона любопытный в зверинце, и стал городить напрасный огород совпадения математики и метафизики.
"


Я эти три координаты (год-мир-душа) знаю по книге Творения (сефер Йецира), а откуда они берутся - не знаю. Более того, обычно группируют пространство и время, а вот что есть еще третья категория того же ряда, забывают. Еще меня удивляет, что у нас это считается мистикой и каббалой. А у них вот, оказывается, рациональное знание.
Tags: XVII век, philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Еще оттуда же (длинное). Влияние аналитической философии и вторичность (например, по отношению к тому же Лакоффу) детектед. Но вот что музыковед…

  • M. Аркадьев. Лингвистическая катастрофа

    Хороший модный философский трактат (если вас не раздражает чрезмерное жонглирование модными темами и именами). Немного напоминает Манина. Аркадьев…

  • (no subject)

    Вчера на Карповке Там же с давней знакомой-лесником (теперь продавцом целебной заряженной воды):…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments