מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Интересная глава П.П. Гайденко. "История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Философская подоплека ньютоновской теории тяготения"
http://society.polbu.ru/gajdenko_histphilosophy/ch33_all.html

"В своей "Оптике" Ньютон пишет: "...если только материя не совершенно лишена вязкости и трения частей и способности передачи движения (чего нельзя предполагать), движение должно постоянно убывать. Мы видим поэтому, что разнообразие движений, которое мы находим в мире, постоянно уменьшается и существует необходимость сохранения и пополнения его посредством активных начал". Такими активными началами Ньютон считает тяготение и брожение"

Упоминание Ньютоном трения в таком контексте меня порадовало. Да, нужно полностью отказаться от трения и диссипации, чтобы остался вечно крутящийся по инерции мир без внешних источников. А пока таким источником мыслится дальнодействующая гравитация, как проявление пространства, которое, в свою очередь, является душой или чувствилищем (смешное слово) Бога.

Ньютон считал пространство "чувствилищем Бога" (Sensorium Dei), что Лейбниц полагал богохульством. Пустое пространство, оно же место, маком на иврите (Ньютон пишет это слово с ошибкой, מכום) переносит неманифестированные (оккультные, в смысле - неаристотелевы) свойства, т.е. тяготение/гравитацию (ну, с брожением/ферментацией другая история).

Но сущетсвует ли пустота как нечно противоположнoе не-пустоте? Они даже экспериментально проверяли существование пустоты. Лейбниц возражал, что в колбе с откаченным воздухом не настоящая пустота, туда проникает свет и магнетизм. Англичане соглашались, что в пустоту проникает Бог:

"Пустое пространство, - пишет Кларк в ответ на возражения Лейбница, - не представляет собой атрибута без субъекта, ведь мы подразумеваем под ним не пространство, лишенное всего, а лишь пространство, лишенное тел. Во всяком пустом пространстве несомненно присутствует Бог и, может быть, еще много других субстанций, которые не являются ни осязаемыми, ни каким-нибудь другим образом чувственно воспринимаемыми и которые, следовательно, нематериальны"

Здесь во многом спор о том, есть ли место в науке метафизическому. И оно связано с субъект-предикатным мышлением, вопрос в центре полемики - если пространство только аттрибут, то где соответствующий субъект? Таким субъектом понимается Бог как перводвижитель.

"Эфир, который в свое время был введен в физике Аристотеля как пятый элемент, характерный для надлунного мира, под влиянием целого ряда различных тенденций превратился у алхимиков в так называемый Spiritus mundi, жизненный дух, действующий и в земных элементах, и в живых организмах и составляющий как бы некоторую динамическую всепроникающую плазму, превращающую космос в единый живой универсум. Эфир, таким образом, ассоциировался с мировой душой неоплатоников, что произошло не без участия, с одной стороны, стоических представлений о мировой душе как тончайшей материи, которая пронизывает все вещи и является в них формирующей и порождающей силой, а с другой - герметических, оккультных учений об архее как всеобщем "деятеле" (Agens) природы. Понятия пространства, эфира и мировой души как бы сливаются здесь воедино, причем мировая душа представляется чем-то вроде одушевленного пространства. Эти представления мы находим в сочинениях А.Т. Парацельса (1493-1541), И. Б. ван Гельмонта (1577-1644), Бернардино Телезио (1508-1588), В. Вейгеля (1533-1594), Я. Беме (1575-1624) и др.

Алхимические опыты и исследования Ньютона, как видим, были внутренне связаны с его размышлениями о природе тяготения; это свидетельствует о том, насколько в действительности тесно связаны между собой закон всемирного тяготения и понятие абсолютного, единого и неделимого пространства. Вот почему обсуждение проблемы пространства в переписке Кларка и Лейбница, в сущности, вылилось в обсуждение природы души.
"

В другом месте (у Петрова) я недавно читал, что идея инерции (импетуса, з-на сохранения импульса) была направлена Буриданом и Ник. Орезмским против христианской теологии Фомы Аквинского. Здесь у Гайденко - несколько иной аспект. Он считает, что декартов механицизм естественно вытекал из католической теологии. А вот идея пустого пространства, да еще понимаемая как мировая душа (то самое Чувствилище Бога) - языческая ересь.
Tags: XVII век
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments