מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Я часто здесь повторяю мысль, что тождественные неразличиные объекты, вроде элементарных частиц в физике, похожи на символы, а не на материальные объекты. Пример, который я обычно привожу - слово "корова" (сколько раз его ни напиши, это то же самое слово, а коровы на лугу все разные). А откуда я взял эту идею, про элементарные частицы-то?

Полагаю, что она сформулирована в книге Гейзенберга "Часть и целое", где он рассматривает квантово-механический взгляд на мир и его отличие от классического. Вот что об этом написал Э. Бормашенко в комменте к какой-то дискуссии:

"Разногласия Бора и Эйнштейна уходят в самые темные глубины процесса познания. Бор, по-видимому, первым осознал удивительную штуку: атом - не вещь, атом - не вещь среди вещей. Атом - скорее форма познания вещей. И вопрос, главный, корневой: что же же мы познаем: сами вещи, или наши мысли о вещах? Эйнштейн скорее согласился бы с первым ответом, Бор - со вторым. Бор был изобретателем языка, на котором, можно содержательно говорить не о самих вещах, а том, что мы можем о них знать (лучше всего это растолковано в книге В. Гейзенберга "Часть и Целое")."

А вот что написано у самого Гейзенберга:

"Ньютоновская механика и другие разделы классической физики, построенные по ее образцу, базировались на предположении, что можно описать мир, не говоря о боге или о нас самих. Эта возможность оказалась чуть ли не необходимой предпосылкой для всего естествознания.

Но благодаря квантовой теории положение в описании мира в корне изменилось. Поэтому мы можем теперь перейти к оценке философии Декарта с точки зрения современной физики. Уже в предыдущих главах говорилось, что в копенгагенской интепретации квантовой теории мы можем описывать природу, не вводя нас самих в качестве самостоятельных сущностей в это описание. Однако мы не можем уйти от факта, что естествознание создано людьми. Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть «сама по себе». Напротив, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая отвечает на наши вопросы и подвергается нашим методам исследования. Об этой возможности Декарт еще и не думал, однако если это предположить, оказалось бы невозможным полное разделение между миром и я.

Если говорить о больших трудностях понимания копенгагенской интерпретации, с которыми сталкивался даже такой выдающийся ученый, как Эйнштейн, то корни этих трудностей можно проследить вплоть до картезианского разделения. Это разделение проникало глубоко в человеческое мышление в течение трех столетий после Декарта, и оно еще долго будет существовать — до тех пор, пока не возникнет новое понимание проблемы реальности."

"Тот факт, что в физике природу можно описать посредством простых математических законов, учит нас тому, что мы имеем здесь дело с подлинными чертами реальности, а вовсе не с тем, что мы в некотором смысле, слова изобрели сами. Примерно это соображение имел в виду Эйнштейн, принимая догматический реализм в качестве основы естествознания. Квантовая теория служит примером возможности объяснить природу посредством простых математических законов, без этой основы."
Tags: esoteric, philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Любопытная статья про то, что скорость звука в твердых материалах ограничена величиной 36 км / с, точнее, V/c= alpha (m_e/2m_p)^1/2, где alpha -…

  • лытдыбр

    Получаю огромное удовольствие от того, что езжу на работу каждый день на троллейбусе №3 или на маршрутке К258 через Литейный мост и через весь…

  • Baelemos Bachata

    Хочу танцевать бачату. День без бачаты приводит меня к субдепрессии.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments