מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
За 10 с лишним лет работы профессором в университете мне раз сто приходилось общаться с представителями индустрии, все разы - неудачно. Происходит это так: начальство вроде завкафедрой или декана (или назначенных им людей) или просто старшие по академической иерархии товарищи предлагают поговорить с представителями компании Х. о возможном сотрудничестве. При этом подразумевается, что у компании есть деньги (потому что они - бизнес), а университету нужны как раз деньги. Отказываться от таких встреч не с руки. Один раз откажешься, другой раз не пригласят, и возможности пролетят мимо. Меня эти встречи очень психологически напрягают, поскольку молчать на них я не могу, а сказать мне нечего. Но и отказаться не могу (точнее, могу, но это может привести ко многим отрицательным последствиям - "мы ему пытались помочь, а он упрямится и ничего не хочет делать").

Я вообще довольно много чего знаю про науку, историю науки, философию науки, культурологию, политику, право, историю и так далее. Думаю, по эрудированности я превосхожу 99% или 99.9% жителей Висконсина. Про технику я кое-что тоже знаю. Идеи свои люблю излагать в письменном виде, не в устном (но если попросят, могу и в устном, не проблема). Но вот никакой конкретно технологии у меня нет, лаборатории нет, оборудования нет (почти). Есть лэптоп, на котором я могу писать тексты, и это моя сильная сторона. Она востребована, многим людям по разным причинам нужны тексты. Написать так, чтобы взяли в Nature, не могу, но на ступеньку попроще - могу. Писать могу только свои идеи и только на те темы, которые мне самому кажутся важными и интересными. Но стараюсь писать о них так, что бы они соединялись в пазл и резонировали с какими-то общественно интересными (пусть в узкоспециальных кругах) идеями. Это востребовано, прежде всего, теми, кому нужны публикации и кто по разным причинам (начиная от банального незнания английского и до непонимания, как подавать тот или иной результат) не может сам опубликоваться.

Это моя основная сильная сторона, ну и казалось бы, те, кто хочет организовать какое-то мое сотрудничество с внешними людьми, должны мне искать таких клиентов. Вместо этого они все время пытаются свести меня с главными инженерами с фабрики по производству экскаваторов (условно), которым публикации не нужны, а нужна рационализация производства. То есть люди, ответcтвнные за развитие исследований, полагают, что это ОНИ - специалисты по английскому и по подаче материала (хотя понимание научного процесса у них на нуле), а я - инженер. Соответственно, они делают прямо противоположное тому, что мне нужно: предлагают помощь в том, что я и так умею, и ожидают от меня как раз того, что я не умею.

При этом откуда вообще возникла эта идея, что профессор должен сотрудничать с кем-то внешним и клянчить у них деньги для университета? Она проистекает от двух причин. Во-первых, в любой работе старше определенного уровня (скажем, старше 40 лет) увеличивается составляющая менеджерской работы. Если вы программист, то вы уже не пишете код, а становитесь начальником группы и разруливаете вопросы. В научной работе то же самое в любой стране. Высшее научное звание в СССР, академик - это административная должность. Ученая степень доктора наук подразумевает значительную административную деятельность и научно-педагогическую деятельность, помимо научных результатов (каковые отличаются от кандидатской в основном способом подачи материала). Научный работник после определенного карьерного уровня должен ставиться завлабом, заведующим подразделения. Естественно, что в Америке количество грантов или внешних хоздоговоров с компаниями является показателем, успешный ли вы профессор.

Во-вторых, и это более интересно, по моему мнению, англоязычная культура связана с материализмом (об этом писал еще Маркс - "материализм прирожденное дитя Англии") в силу особенностей протестантской теологии (сначала - расщепление теологии на божественную и природную, потом вместо Natural Theology возникает Natural Philosophy, а потом наука без метафизики вообще полностью вытесняет теологию как объяснение мира), особенностей английского языка (аналитичность, то есть отсутствие падежей, очень помогает в том, чтобы не мыслить о субъектах/объектах и, в конечном счете, избавиться от идей, что нечто может лежать вне опыта, как от метафизической хрени) и прецедентного общего права (когда нет внешнего по отношению к практике источника права - это аналогично отсутствию лежащего вне опыта источника законов природы). Нет ничего материалистичнее денег, вот они и оказываются критерием научности. На американском континенте это принимает гротескные формы, например, в виде философии прагматизма Пирса и Дьюи. Когда методология науки и эпистемология сводятся к рассуждениям о максимизации bang for the buck (научного выхлопа на потраченный бакс). То есть возникает идея, что "а если сунуть четвертак, то он сыграет и не так", если приплатить, то ученые откроют вам и квантовую гравитацию и докажут гипотезу Пуанкаре, и придумают элексир бессмертия и философский камень.

Американская философия отличается от континентальных мыслителей вроде Канта, Гегеля, Хайдегера или Гуссерля, все идеи которых как раз вокруг того, что вне опыта. Разумеется, научные администраторы в Европе и Азии тоже используют освоенные деньги как критерий успешности научной работы. Но в их культурах есть противоядие к этом, а в Америке нет. У нас, например, считается нормой присуждать почетные грамоты десятерым профессорам, потратившим больше всех денег за прошедший год, или членам "клуба миллионеров" по принесенным деньгам. Европейцам же это кажется смехотворным.

Конечно, когда мой завкафедрой посылает меня на встречу с компанией "Милуокские дрели и перфораторы", чтобы я рассказал им о своих "замечательных работах" о супергидрофобии, и наладилось сотрудничество, Зав совcем не думает ни про Фр. Бэкона и Гоббса, ни про Пирса с Дьюи. Он очень удивился бы, если бы узнал, что я его действия вывожу из протестантской натур-теологии и из аналитической структуры английского языка. Зав вообще китайский американец, по-английски говорит так себе и ни о чем таком не слыхал. Он просто хочет больше денег для кафедры и считает, что сотрудничество фирмы "Дрели и перфораторы Милуоки" с кафедрой механической инженерии имеет перспективы. Тем не менее, тенденция, думаю, именно оттуда. Сама идея, что университет (церковь, монастырь) должны приносить деньги, и именно размер expenditures характеризует успех в работе - следствие этих самых предствлений, что "в мире нет ничего, кроме движущейся материи", то есть ничего внеположенного опыту.

Hе знаю, следует ли мне в таком духе это пропагандировать, чтобы они отстали.
Tags: yберите Ленина с денег
Subscribe

  • dybr

    В Питере нарастает волна эпидемии, я очень боюсь, что, танцы закроют. Тут провакцинировано только 10% населения (а для стадного иммунитета надо 50%),…

  • (no subject)

    Много говорят о версии утечки вируса из Уханского институте вирусологии. При этом никаких новых данных в пользу этой версии нет. Эта версия…

  • (no subject)

    Бачата в Парке Победы вчера

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments