מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

"сал, бер, йон, рош" (c) акад. Н. Я. Марр

На сайте Берковича есть смешная старушка, сторонница лингвистических теорий академика Н. Я. Марра.
http://club.berkovich-zametki.com/?p=49407


Я там написал по поводу безумных "четырех диффузных звуков-первоэлементов", от которых, по утверждению Марра, произошли все слова всех языков мира:

«Почему язык произошел именно от этих четырех речевых элементов: сал, бер, йон, рош, а не от, например, лас, реб, ной, шор — и как можно это доказать»? По моему опять же дилетантскому суждению в этом и есть слабость марровской теории: ведь в ее основу положена какая-то умозрительная, произвольная гипотеза.»

Это как спросить, почему поэт написал «Дыр бул щыл», а не «Рыд луб лыщ»! 🙂 Начать нужно с того, что это поэзия наподобие хлебниковской, а не наука (а если наука, то не лингвистика, а философия языка, что ваш Хайдегер). Слог должен красиво оканчиваться на сонорный (Л/Р/Н) или шипящий (Ш), это музыка языка.

Очевидбно, число четыре — стандартное во многих системах (например, аристотелевы четыре элемента), а закрытый слог типа CVC (согласный-гласный-согласный), по мнению некоторых — первичен для разных языков.

Б. С. Илизаров, на книгу которого ссылается Инна Беленькая, приложил большие усилия, работая в архиве Марра, надеясь найти источник идеи о «четырех элементах». Но ничего не нашел. Он пишет:

«В одной из поздних статей Марр написал, что когда он впервые пришел к идее возникновения речи из первичных звуков-комплексов, то сначала выделил двадцать четыре таких комплекса, затем свел их к двенадцати, а затем — к четырем. Как и почему именно эти звуки Марр определил как базовые, он нигде не пояснил; не давал он объяснений даже на прямые вопросы оппонентов во время многочисленных публичных лекций.»

Кажется, тут должен подойти какой-то перебор вариантов, почти каббала с гематриями. Но сам Марр где-то объяснял:

«Выбор сделан по созвучию с известными племенными названиями, в состав которых они входят без изменения или с позднейшим частичным перерождением, именно „сар-мат“ — „сал“ (А), „и-бер“ — „бер“ (В), „ион-яне“ — „йон“ (С), „эт-руск“ — „рош“ (D)»

Это объяснение выглядит для нас как форменное издевательство. Сарматы, иберийцы, ионийцы и этруски. При чем они тут?

Но потому Марр и гениальный безумец-футурист, который сумел загипнотизировать этим «сал-бер-йон-рош» весь Советский Союз! Потребовался Сталин, чтобы снять морок. 🙂 Крутейший исторический сюжет, в нем уместилась вся первая половина ХХ века.


PS. На деле, конечно, язык в принципе не может происходить ни от четырех, ни от ста четырех элементoв, потому что сложное вообще не происходит из простого, а из другого сложного и сразу (сингулярность), о чем в первой половине ХХ века (до открытия критических явлений) еще не знали. Но эти люди настолько тупы, что эту мысль я даже не стал формулиривать.
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments