מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Парибок написал:

"Онтологизация роли - исходно черта ментальности АА, ср. неразрывность в АА феноменов, соответствующих в БЗ "религии" и "праву". Но она проникла и в БЗ через христианство. В ЮА же есть с самого начала возможность различать даже в языке роль - и исполнителя, агента - и место, им занимаемое. (Отсюда немыслимые для традиционного языкознания Запада вопросы в ньяе на примере русского языка: "Если мы говорим, как всегда говорим, "ш шаром", а не "с шаром", то это С превращается в Ш или С заменяется на Ш?) В санскрите это представлено Деятелем (у нас " значение именительного падежа") и Субстратом (у нас "значение местного падежа"). Так что Индра - не субстанциально Индра, а находящийся на месте Индры. Равно как и Господь Бог, например, Шива.
Кроме того, такая интуиция дает простор интуиции комбинаторики, перестановок конечных групп, что мы и видим в разных традициях мышления в ЮА. И это несмотря на отсутствие знания в ЮА разработанной в математике БЗ и гораздо позже теории групп
"

Поясню, что БЗ он называет "большую западную" (греческую) цивилизацию, АА - еврейско-арабскую (как бы афроазиатскую), а ЮА - индийскую (южноазиатскую). Речь больше о социальном, типа, президент - это функция или конкретный человек.

Я ему задал вопрос: "Если мы говорим, как всегда говорим, "ш шаром", а не "с шаром", то это С превращается в Ш или С заменяется на Ш?" - похоже на одну фонему и разные аллофоны."

Он ответил: "ОБЪЕКТ вопроса может и похож в понятиях западной лингвистики. Но постановка вопроса абсолютно не западная."

С самим утверждением спорить не возьмусь, хотя в нем сомневаюсь (типа, царь Менаше - это царь или человек? Моисей - пророк или человек?). Гораздо интереснее перенос на примере лингвистических понятий. Для нас одна и та же фонема ("С") принимает значения разных аллофонов ([с] или [ш]) в зависимости от позиции и окружения. Но тут вопрос - один аллофон превращется в другой, или они заменяются?

Это примерно как спросить, когда вы делаете в уравнении х^2+y^2=25 подстановку х=3, у вас икс заменяется на три или превращается в три? Во многих контекстах различия нет, х=3 и все тут. Но существуют и контексты, в которых есть различие между равенством (=, а в языке Си ==), тождественностью (≡) и присвоением значения (:=, <-). Не случайно для этих случаев существуют разные математические значки. Если в математике эти тонкости давно отрефлексированы, то с фонемами и аллофонами таких различий обычно не делают. А индийские грамматисты, выходит, делали.

Похоже ли это на вопрос: когда Обама сменяется на Трампа, администарция превращается или заменяется? Это тот же Госдеп, те же международные договоры и обязательства? У нас на Западе - власть законов, а не людей, но есть страны с другой ментальностью, где власть людей.

Конечно, это связано и с более глубокими аспектами тождественности и самотождественности. Например, откуда мы знаем, что секунда сейчас и тысячу лет назад - та же самая секунда. Или метр в Париже и на Луне - тот же самый метр. Вот я недавно писал, что П. А. Жилин утверждал, будто факт определенности времени с точностью до линейного преобразования (С. Заремба) безболезен для классической механики, но приводит к противоречию в СТО ("прежде чем синхронизировать часы, нужно знать, что они идут равномерно); видимо, логика Жилина подразумевает подход, когда принцип инерции Галилея (GPI) является неявным определением понятия времени (что, наверно, неправильно, но вызывает интересный вопрос, а как определить время без GPI).

Короче, такой анализ разных аспектов понятия тождественности считаю весьма полезным, и интересно, если "в ньяе" (navya-nyāya) такие вопросы ставятся, как отдаленное последствие особенностей падежной системы санскрита.
Tags: philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Пару месяцев назад я читал "Женщины, огонь и опасные вещи" Лакоффа. Потом об этой книге не вспоминал. Сегодня задумался, что оттуда вынес? Кажется,…

  • (no subject)

    Неизвестный мне юзер nichts_niemand начал в привате обсуждать мой пост, где я критиковал квалиа. У меня сейчас нет ресурсов в этом разбираться, но…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments