מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Заметка в ФБ Парибка, которую я пытался понять, но не понял:

"Есть у меня скверное подозрение (enant terrible проснулся), что понятие трансцендентного нужно в основном для латания дыр в субстанциалистском мышлении о человеке согласно привычкам БЗ.
В качестве подкрепления догадки: прямого соответствия в философии ЮА ему не находится, хотя представители философии БЗ должны признать, что проблематика, которую они обсуждают с применением понятия трансцендентного, в Индии богато разработана.
__
Еще поясню свое подозрение. Неудовлетворительность такого средства мысли, как "субъект" БЗ, выливается в плохое различение (первое) субъекта как такового и (второе) субъекта аттрибутированного (прежде всего состояниями). Трансцендентное второму в одном из вариантов не обязано оказаться трансцендентным второму в другом варианте, тем паче первому.
"

В философии много дублирующих терминов, трансцендентное и трансцендентальное - разные вещи. Как и, скажем, гноссеология и эпистемология. Или вот семантика и семиотика. :) "Трансцендентным" обычно называют находящееся за пределами опыта (но и метафизическим тоже такое называют). Википедия поясняет:

«трансцендентность» означает пребывание за пределами возможного опыта (запредельность), тогда как «трансцендентальность» имеет отношение к познанию и к условиям нашего опыта. Бертран Рассел сравнивал трансцендентальное с призмой, посредством которой мы смотрим на мир. Отсюда все трансцендентальное, в отличие от трансцендентного, имманентно нашему сознанию и находится у нас «в голове», однако оно не подлежит наблюдению... В философии И. Канта трансцендентальными называются априорные формы познания, которые обусловливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше познание. Трансцендентальными формами чувственности являются пространство и время, трансцендентальными формами рассудка — категории (субстанция, причинность и др.)"


Трансцендентное (потустороннее, запредельное) противостоит имманентному. Субъекту познания присуще трансцендентальное единство апперцепции (link).

Возвращаясь к Парибку. Субъект в западной философии - это субъект познания и подлежащее предложения. Подлежащее предицируется (снабжается сказуемым), т.е. аттрибутируется. Трансцендентное определено по отношению к субъекту - почему? Возможно, он имеет в виду трансцендентальное. По Парибку, из этого вытекает, что трансцендентальным может быть разное (в зависимости от того, как аттрибутирован субъект), а в Индии, мол, вообще нет трансцендентного. То есть трансцендентность - понятие относительное, а не абсолютное, обусловленное проблематичностью понятия "субъект".

В иудаизме различие двух имен Б-га (одно - трансцендентное, другое - имманентное) является исходным положением для любых богословских рассуждений. Это также самое исходное положение в Каббале в любых ее вариантах, на которое наращивается символика (правo-лево, краcный-белый, М-Ж) и система сложныx понятий (сфирот, парцуфим).
Tags: philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Каждый день в полдень в Питере стреляет пушка. Напоминая, что полдня уже прошло, а нифига не сделано еще.

  • (no subject)

    Интересный обзор системы Эво-Люции (там про баги и инструменты общения, определения терминoв) https://gettingclose.ru/bagi-obshheniya Корм там как…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments