מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Подумал тут на философскую тему. Три соображения.

1. К доказательству существования "трансцендентального субъекта" можно прийти двумя путями. Формально, как это делают философы (насколько я понимаю, прежде всего Кант), например, рассуждая об априорных синтетических суждениях и необходимости внутренней связности субъекта. Или же опытным путем, скажем, при помощи медитации, путем самонаблюдения за самонаблюдением, в пределе цепочки.

2. Интересно, что доказательство необходимости существования "Другого" гораздо менее проговорено. Почему-то до ХХ века классики об этом мало писали, как ни странно. Даже сам термин "Другой" - дурацкий, поэтический (и его совсем уж экзальтированный вариант "Ты"), а немецкого неукообразного термина нет. Хотя логически очевидно, что Другой необходим, иначе распадается связность субъекта и реальности. Если сознание - выделенная точка, то необходимо выделить и другие точки, чтобы ее выделенность уравновесить. Если понимать разницу физики и метафизики как разницу подхода я-здесь-сейчас и все-всегда-везде, то отсутствие Другого означало бы метафизику без физики, что совсем уж ни в какие ворота. То есть означало бы что-то вроде мира солипсизма, где один человек наблюдает за вселенной, не будучи ее интегральной частью, скажем, через иллюминатор.

Грамматика это подтверждает, есть три грамматических лица. Даже странно, что классики этот вопрос не разложили по полочкам, оставив его литературно мыслящим "философам диалога" ХХ века. Точнее, представление о природе, заполненной "другими" (и тем уравновешивающей нашу выделенность), является совершенно естественным анимистическим первобытным представлением, когда все имеют "душу" - и дерево, и камень. А вот зрелое представление о материи, порождающей сознание, оказывается сложным.

3. Поскольку пространство, время и индивидуальность - категории одного ряда, то понятно, что "трансцендентальный субъект" соответствует абсолютному пространству (той сущности [несуществующей по нашим понятиям], атрибутом которой является протяженность или расстояние) и той сущности [также несуществующей], свойством которой является время (промежуток времени). Однако если протяженность и промежуток времени мы сегодня готовы признать атрибутами без субъектов, то с сознанием и "трансцендентальным субъектом" это сделать сложнее и не хочется. Протяженность - результат тождественности объекта (мерной линейки) себе. Время - результат тождественности равномерного процесса себе. А сознание, выходит, результат тождественности субъекта себе?
Tags: philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments