מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Написал Дворкину в группе по поводу 30-летия ПЕУ (он просит аналитические материалы о роли иудаики и

Написал Дворкину в группе по поводу 30-летия ПЕУ (он просит аналитические материалы о роли иудаики и ПЕУ):

"Oчень интересные соображения, Ilya! Я думаю, что в Jewish Studies вообще произошел переворот в смысле мотивации исследований, который в русской иудаике очень заметен. До 1990х включительно основной подспудной целью было развитие национального самосознания - показать, что у еврейского народа есть история, литература и философия, которая не хуже (а может и лучше) других народов. Если почитать выступления тех времен, то главная цель любых еврейских образовательных проектов декларировалась как "развитие национального самосознания". Затем само слово "национальное самосознание" вышло из употребление, его заменила "самоидентификация". А Jewish Studies, иудаика, стали мыслится как одна из областей, связананая с исследованием меньшинств и мулти-культурного общества, где-то рядом с гендерными исследованиями. В иудаике центральное место стало занимать социологические темы, или такие темы как "образ Другого глазами нееврейских соседей" (ничего не имею против изучения образа Другого, разумеется). Возможно, это случилось не только с иудаикой, но вообще с гуманитарными науками, которые в ХХ веке обслуживали интересы строительства национальных государств, а потом случилась глобализация. Но это совсем другой разговор.

Я думаю, в гуманитарных науках также играет роль долгосрочная смена парадигм, такая как становление структурализма (во всех науках) к середине ХХ века, а затем его деконструкция. Хотя на изучение, скажем, еврейских кладбищ Подолии вроде бы такие вещи не влияют (на первый взгляд), они все же влияют на то, какие темы считаются актуальными и модными. В начале 1990х казалось серьезной наукой просто публикация текстов, введение в научный оборот, и изучение их структуры и содержания. А затем оказалось, что это вообще не наука, а наукой стало считаться доказывать, что у текстов нет структуры и содержания. :)

Но, опять же, размышление об этих темах может увести далеко в сторону! :)"



Конечно, компетентно я об этом написать не могу, поскольку иудаикой занимаюсь любительски, в комитетах за закрытыми дверями не заседаю, при принятии политических решений не присутствую, и об этих решениях не знаю. И могу иметь превратное впечатление. Но у нас в Милуоки никто при помощи Jewish Studies развивать национальное самосознание не собирается, только подрывать. Как в Калифорнии и Нью-Йорке - не знаю.
Subscribe

  • (no subject)

    Согласно Карлу Юнгу, есть вертикальные причинные связи между событиями и есть горизонтальные - синхроничность. (Единственное, увлекаться поиском…

  • (no subject)

    Читаю вот этот странный сайт https://kniganews.org нигде не написано, кто автор. Явно человек хорошо понимаюший проблемы современной физики. Кто…

  • (no subject)

    Немного эзотерики в ленту. Если вы интересуетесь юнговской синхронией (это я тут с одной знакомой преподавательницей танцев из Питера обсуждал), то…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments