מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
В развитие вот этих идей https://duchifat.livejournal.com/2545184.html задумался, что нужно, чтобы сформулировать законы механики как относящиеся к записям о движении, а не самому движению. Сами законы (их четыре - два з-на динамики для линейного движения и вращения и два з-на термодинамики), разумеется, не изменятся. Но возможны некоторые нюансы в определениях базовых понятий, что такое расстояние и т.п. Пока записал следующие идеи (конечно, это в основном не о механике, а о философии):


1. Абсолютное пространство возможно исключить из классической механики благодаря существованию твердых тел, которые можно использовать как мерные линейки. При этом, разумеется, предполагается, что линейка не меняется. За этим предположением стоит идея тождественности объекта, такого как линейка, самому себе. Таким образом, логический закон тождества оказывается в основании механики. A cимвол тождественен себе в любой реализации. Следует отметить, что и Ньютон и Эйлер настаивали на существовании абсолютного пространства. Идея относительности пространства идет от Лейбница. Философский вопрос, который волновал ученых XVII-XVIII веков - если абсолютного пространства не существует, то свойством чего является расстояние? Разве возможно свойство без носителя этого свойства (атрибут без субстанции)? Тем не менее, постулирование существования твердых тел снимает эту проблему, расстояние действительно оказывается свойством без носителя.

2. Абсолютное время аналогично абсолютному пространству, только место твердых тел занимают равномерные процессы, позволяющие отмерять время. Первый закон Ньютона (галилеев принцип инерции, GPI) утверждает, что изолированная материальная точка движется равномерно и прямолинейно относительно других изолированных материальных точек. Таким образом, существование равномерных процессов снимает необходимость в абсолютном времени как носителе свойства промежутков времени.


3. Трансцендентальный субъект. Это менее очевидное развитие двух предыдущих положений. Обычно пространство и время считаются аналогичными категориями. Однако существует философская традиция, в которой три типа категорий аналогичны в каком-то смысле: пространство, время и индивидуальность (или субъект), т. е. "я-здесь-сейчас" (например, в Книге Творения "мир-год-душа"). Если принять эту аналогию, то тождественность субъекта самому себе является аналогом само-тождественности твердых тел или равномерности изолированного движения. Самотождественность субъекта - это то, что в философии Канта называется transzendentale Einheit der Apperzeption, "трансцендентальное единство апперцепции". Аналогично тому, как благодаря наличию мерных линеек и равномерных процессов можно отказаться от идеи абсолютного пространства и времени, благодаря единству апперцепции мы можем представлять субъект вне связи с его трансцендентным источником то есть самодостаточным в материальном.

4. Множественность твердых тел, равномерных процессов и субъектов. Есть и другое, еще менее очевидное соображение, относящееся к сфере философии диалога. Твердое тело не имеет смысла в единственном экземпляре, поскольку установить его недеформируемость возможно только в сравнении с другими твердыми телами. По этой же причине равномерные процессы образуют класс равномерных процессов - для единичного процесса невозможно установить его равномерность. Bсегда речь идет о движении по отношению друг к другу и о классе инерциальных систем отсчета. Интересно, что это же соображение распространяется на субъекта. Субъект в единственном экземпляре не может быть интегрирован с остальным кругом явлений реальности, поскольку он им противопоставлен, т.е. является их внешним наблюдателем. Интернализация осуществляется через перенос на Другого (созимерение себя с другим), что позволяет замкнуть представление о реальности как самодостаточное.


5. Изолируемость играет огромную роль в механике (идеология которой - редукционизм). Первый закон Ньютона постулирует, что существуют изолированные объекты (на которые не действуют силы), и именно они движутся равномерно и прямолинейно. Второй закон термодинамики (считающийся четвертым законом механики), напротив, говорит о принципиальной неизолируемости физической системы. Иными словами, всякая система неизбежно излучает часть своей энергии в окружающую среду.

6. Контекстная независимость аналогична изолируемости, когда речь о тексте. В механике изолируемость в сущности связана с линеаризацией. Контекстная нeзависимость подразумевает, что мы способны, до определенной степени, понять фрагмент текста без того, чтобы читать весь текст. Разумеется, это верно не всегда. Например, поэтический текст приобретает смысл только когда рассматривается целиком. Однако именно возможность разделить текст и изучать его по частям делает вообще возможным восприятие.

7. Иерархичность сегментов играет ключевую роль в языке. На этом этапе я воздержусь от рассмотрения ее аналогов в механической системе (напрашивающаяся аналогия с multiscale системами выглядит слишком поверхностной).

8. Рекурсивность / рефлективность. Рефлективность является источником разнообразных парадоксов и незамкнутости, например, аксиоматической системы (тут некоторые вспоминают теорему Гёделя). В ситуации с языком говорят о мета-языке, который может быть частью языка.

9. Единство временного и вневременного восприятия, по-моему, является самой большой загадкой. В случае с текстом его можно сравнить с программой-компилятором, которая переводит текст целиком, и программой-интерпретатором, которая переводит текст на лету. Последнее возможно благодаря контекстной независимости, которую мы уподобили линеаризации или редукционизму.
Tags: mechanics, philosophic
Subscribe

  • (no subject)

    Между тем Хирш поднялсыа до 50 https://scholar.google.com/citations?user=Ct5Kv-UAAAAJ&hl=en Как там был тост? "Выпьем за то, что бы наши вина были…

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments