מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

dybr

С интересом последние несколько дней (или пару недель) читаю про устройство мозга как сети, и что про это известно. Да, толчком к моему интересу послужил прочитанный пост Карелина про работу Барабаши о сетях (ну и плюс к этому - что мы на Барабаши ссылаемся в недавно вышедшей статье о кластерах в престижном Phil Trans Royal Soc
https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rsta.2019.0443 ; плюс там оказалось много про self-organized criticality, которой я 10 лет назад интересовался; плюс я интересовался аллометрией [подобием в биологии] и эргодичностью недавно - так что мой интерес не совсем случаен). Мой интерес лежит в трех очень разных плоскостях:

1. Во-первых, может уже открыли какие-то соответствия вполне умозрительным философско-антропологическим идеям, таким как язык мысли vs. язык общения, диалог (я-ты, то есть умение взглянуть на ситуацию с позиции другого), настоящее и отложенное/прошлое и т.п.? Из того, что прочитал, к этому ближе всего Default Mode Network. А то гуманитарии до сих пор рассуждают про правое и левое полушарие, а там могли новые метафоры придумать.

Ясно, кстати, что никакого объяснения возникновения сознания и языка там нет. Он все равно берется ниоткуда, как ни ищи. Типа, так устроена природа, что из молекулы ДНК самоорганизуется младенец со способностью к самообучению, и затем само-обучается языку путем проб и ошибок и обратной связи. Ну, можно самоорганизующееся критическое поведение, self-organized criticality, привлечь, пожалуйста: вот так он самонастраивается на боевую готовность, что работает. Потому что так устроен. Другого объяснения нет и не будет. Нет, ну эволюция, естественный отбор... Hо прям там способность к само-рефлексии и язык естественным отбором отобрали, да-да. Эволюционно кора площадью в квадратный сантиметр у мышки разрослась и у человека стала четверть квадратного метра (без изменения толщины), потребовались извилины, чтобы укладывать в черепную коробку. Каждая колонка коры мозга - шестигранная призма размером в 0.3 мм, высотой 4 мм (через всю кору). У мышки микроколонок мало, у человека эволюционно их много, а функциональность вряд ли в них так уж закодирована. Эволюция наплодила модулей-колонок, а функциональность к ним как-то сама подобралась, потому что так устроено. Ни в каких генах способность к языку и к рефлексии не содержится, просто самообразуется путем самоорганизации. Почему? "Потому что может." (c) Но это так, философское.


2. Во-вторых, мне хочется найти (и решить) какую-нибудь простую проблему размерности. Проблема там есть - почему масштаб времени не зависит от размера мозга животного. Правда, он как выясняется, зависит. (Kритическaя частотa мерцания у мелких животных выше, чем у крупных. Oднако кого же интересуют факты, если идея красивая?). Но ответ, который они дают - не зависит, потому что это открытые Барабашем в 1990ых фрактальные безмасштабные сети. Раз масштаба нет, то и не зависит. С чего они взяли - что мозг - безмасштабная сеть? Во-первых, это красиво, во-вторых, есть лавины и другие признаки (1/f noise) самоорганизующейся критикальности, в-третьих, функции мозга рассредоточены (всегда много путей для сигнала, много разных нейронов могут делать одно и то же), нейроперколяция, что вроде бы опять же значит фрактальный режим, в-четвертых он очень большой и должен быть иерархически организован по любому (но это не значит фрактально). Короче, думаю, этот ответ недостаточен, должно быть посложнее. Мозг - сеть, как утверждают, с размерностью 3.7 (не многовато ли?), но он укладывается в трехмернyю структуру, а если считать, что кора - поверхность (ее толщина 3-4 мм, площадь - четверть кв. м), то в двумерную. Вот из взаимодействия этих размеров и должны получаться какие-то соотношения для зависимости скорости реакции (например, критической частоты мерцания) от увеличения площади коры, у разных видов.


3. Ну и я подобрал на помойке плохого нo энергичного студента, которому нужен диплом. Я хочу написать реферат про все это, студент нарисует картинки, если удастся что-то сосчитать осмысленное (см. пункт 2 выше), то получится статья (две статьи) и диплом, если нет, то только диплом. У нас техникум же и требования к дипломам нестрогие. А мне нужно внутреннее оправдание, зачем я этим занялся (вообще-то я мальчик инженер-механик и люблю тра... машины): а мы диплом писали со студентом.
Tags: science
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments