מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Две мысли подумал:

1) Прочитал, что объем памяти человека - порядка 10^15 бит. На самом деле, никто точно не знает, это оценка. "Although there must be a physical limit to how many memories we can store, it is extremely large. We don’t have to worry about running out of space in our lifetime."
В общем-то, говорят, что память практически безгранична.

А как с точки зрения теории эволюции можно объяснить, что человек имеет больше памяти, чем может использовать? Это как если бы человек мог бегать с любой почти безграничной скоростью. Как эволюционно может такое сложиться?



2) Существует т. н. закон Геккеля о том, что онтогенез (индивидуальное развитие эмбриона) повторяет филогенез (формы, пройденные его предками или его видом). Закон этот псевдонаучный, биологи его давно опровергли. Но гуманитарии и антропологи не знают о том, что закон Геккеля опровергнут, и любят его. Потому что закон этот по сути не биологический, а относится к какой-то другой области знания (не знаю точно к какой - к теории систем может быть или к диалектике развития).

Разумеется, универсальностью з-н Геккеля не обладает. При производстве автомобиля тот не проходит все исторические стадии развития автомобилестроения. Это скорее философское наблюдение, вроде закона перехода количества в качество или закона отрицания отрицания.

Но задумался я о другом. В какой мере индивид проходит стадии развития познания человечества? Вот в смысле - в 13, допустим, лет, человек узнает про производные и интегралы и начинает мыслить о мире как о ньютоновском, управляемом дифференциальными уравнениями. А до того его представления где-то аристотелевы, с целевыми и формальными причинами. Скажем, в 18-20 лет знакомится с квантовой механикой. А после в какой-то момент, может, в 18 а может и в 30, знакомится с фракталами, всякой перенормировкой и разными ситуациями, когда природа и культура не описывается гладкими функциями и дифференциальными уравнениями.

В какой мере личное познание повторяет общечеловеческое развитие?

Если принять это немного сумасшедшее представление, то можно вспомнить, например, идеи о разных парадигмах на разных стадиях развития науки. Представление, в центре которого вещи, числа. Затем - феномены, абстракции, переменные. Затем - отношения между вещами, функции, процессы. Затем - отношения между отношениями. Проходит ли человек в своем индивидуальном развитии подобные стадии взгляда на мир?
Subscribe

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках нехватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments