מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

ШАПШАЛ

ШАПШАЛ, Сергей Маркович (1873-1961) – востоковед-тюрколог, доктор филологических наук (1930), профессор (1939), член Русского Археологического и Географического обществ, товарищ председателя Об-ва Русских Ориенталистов, вице-председатель Польского Об-ва Ориенталистов (1935). В прощлом Верховный гахам Духовного управления караимов всего мира (избран в 1915 г., фактически вступил в должность в 1928 г., снял с себя полномочия официальным письмом в Комитет по религиозным культам при СовМине Литовской СССР в 1945 г.). Окончил Восточный факультет Петербургского университета (1899), с 1901 по 1908 г. работал в российской дипломатической миссии в Тегеране, в частности, был воспитателем наследника шахского престола. После преподавал турецкий язык в Петербургском университете и в МИДе, во время Первой мировой войны работал драгоманом в МИДе и Морском Генштабе (в частности, переводил документы с торпедированного близ Одессы турецкого крейсера «Хамадие». После революции – в эмиграции, проживал в Турции (с 1919 по 1928) и Польше (1928). После присоединения Литвы в 1940 году проживал в СССР. Научные работы по истории, языкам и фольклору тюркских народов, включая караимов.

====================================================
ШАПШАЛ, Сергей Маркович (Хач Сюрейа-хан Шапшал-оглы, 1873-1961) – видный караиский ученый-востоковед, д.ф.н., профессор, специалист по истории и культуре караев, тюркских и иранских народов. Родился в Бахчисарае. Выпускник Санкт-Петербургского университета (1899 г.), сотрудник российской дипломатической миссии в Иране (с 1901 по 1908 гг.) и переводчик Министерства иностранных дел. Организатор библиотеки «Карай-Битиклиги» в Евпатории. В межвоеннные годы жил в Турции (с 1919 по 1928), Польше (Вильно, с 1928), занимаясь научной и общественной работой. Возглавлял караимскую общину в качестве Гахана (духовного вождя) всех караимов мира с 1915 г. Организатор Караимского историко-этнографического музея, которому подарил собранные им экспонаты, рукописи и книги. В годы фашистской оккупации тайно хранил в своем доме портрет Ленина. После Второй мировой войны сосредоточился на научной работе в Академии Наук Литвы. Автор множества научных трудов по истории, литературе, фольклору караимов, включая монументальный «Караимско-русско-польский словарь».

=================================================

ШАПШАЛ, Серайа бен Мордехай (1873-1961), востоковед и верховный хахам караимов (с 1928 по 1940 г). Родился в Крыму в 1873 г., в 1899 году закончил Восточный факультет Петербургского университета по разряду тюркских языков. В Петербурге сотрудничал с черносотенными организациями и Охранкой, вошел в доверие к властям, по окончании университета был послан в качестве российского посланника и агента в Тегеран, был воспитателем будущего иранского шаха Мохаммеда-Али. После возвращения в Петербург преподавал турецкий и азербайджанский языки, работал переводчиком в Министерстве иностранных дел. После революции в 1919 г. бежал в Турцию, где сблизился с идеологами пантюркистского движения. К этому времени относятся работы Шапшала, в которых караимы объявлялись потомками хазар, а караимская религия – синкретической смесью народных тюркских верований, иудаизма, христианства и ислама. В 1928 г. Шапшал переезжает в Вильнюс, принадоежавший тогда Польше, и возглавляет караимскую общину в качестве хахама. Именно по его инициативе язык иврит был исключен из богослужения, традиционные иудейские символы, такие как шестиконечная звезда Давида, были заменены внвь изобретенной тюркизированной символикой, а гипотеза о хазарском происхождении караимов получила официальный статус. В годы нацистской оккупациисотрудницал с оккупационными властями и сумел убедить их, что караимы не принадлежат к еврейскому «расовому типу». После присоединение Восточной Польши и Литвы к СССР в 1940 г. Шапшал снимает с себя полномочия верховного хахама и становится профессором-тюркологом в Академии наук Литовской ССР. Шапшал был одним из авторов караимско-польско-русского словаря и множества работ по истории караимов, в которых утверждалось тюркское происхождение караимской культуры и редигии. Многие его работы были откровенными фальсификациями, в частности, «О пребывании Богдана Хмельницкого и его сына в Крыму», фольклорные тексты, якобы доказывающие происхождение караимов от хазар и др.
Tags: karaimsky slovar
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments