מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Condemnation-1277

Читаю про схоластов ХIII-ХIV веков - Буридана, Оккама, и других - чтобы получше разобраться, какая интеллектуальная атмосфера сопутствовала изобретению и быстрому распространению часов в конце ХIII века.

Похоже, что физика схоластов ХIV века соотносится с физикой XVII века Галилея примерно так же, как билянцевые часы ХIV века с маятниковыми часами Галилея и Гюйгенса в XVII векe. То есть это "пред-физика" и "пред-часы". Еще не Hовое Bремя, но уже не аристотелева и архимедова античность.

Вопросы, которые интересовали ученых мудрецов того времени - возможен ли вакуум (Аристотель учил, что природа не терпит пустоты), ограничен ли Бог логикой, может ли он создать, например, математические свойства без физического носителя (акциденции без субстанции). Могут ли существовать другие миры (кроме солнечной системы) и не будет ли между ними вакуума, и где же тогда центр мира? А сколько измерений будет в пустом пространстве?

Эти споры привели к Кондемнации от 7 марта 1277 года, то есть к постановлению парижского архиепископа Étienne Tempier, по просьбе Папы Ионанна ХХI, о том, что ни много, ни мало, 219 ошибочных утверждений некоторых философов должны быть запрещены для преподавания в Сорбонне. Аналогичное постановление было в тот же год вынесено и в Оксфорде архиепископом Кентенберийским Robert Kilwardby.

Особо важны положения 34, 49, 87, 139, 140 и 141 из Кондемнации-1277:

Запрещается распространять утверждения перипатетических еретиков, будто:

34. Будто Бог не способен создать более одного мира.

49. Будто Бог не способен двигать небесную сферу прямолинейным [а не круговым] движением, даже если это приведет к появлению вакуума.

87. Будто мир вечен как и все предметы в нем; и будто время вечно, как и движение, материя, агент и реципиент [действия]; и будто из того, что мир создан бесконечной божьей силой следует невозможность, возникновения нового без новой причины.

139. Будто свойство [акциденция] без предмета не является свойством кроме как метафорически; и будто невозможно, чтобы количество или размер существовали сами по себе, поскольку это сделало бы их субстанцией.

140. Будто создать свойство [акциденцию] без предмета является невозможным аргументом, ведущим к противоречию.

141. Будто Бог не может создать свойства, существующие без предметов, или создать несколько предметов, одновременно в одном месте.

Нехилый был епископ в Париже, да?

Это раскопал Пьер Дюгем в 1906 году (термодинамик типа Гиббса). Историкам науки это очень не нравилось. Койре писал, что это чепуха, не имеющая к науке отношения - теоретические философствования о том, что в принципе возможно, а не о том, что есть.

Но на деле это привело к открытию импетуса - инерции Буриданом и Николаем Орезмом, что через 300 лет привело Галилея к уже формальному принципу инерции и принципу относительности и к Нютонову абсолютному пространству.
Tags: XVII век
Subscribe

  • (no subject)

    1) Мне кажется, что эмпатия - это умение подстраиваться под собеседника. Но многие, видимо, разделяют это. Знаю женщин, которые считали себя…

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment