מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Ну и еще немного про Кондемнацию 1277

Запрещается учить еще вот что. Про время, статья нумер двести:

«200. Quod evum et tempus nichil sunt in re, sed solum in apprehensione.»

"Будто вечность и время не существуют в реальности, а лишь в сознании"


Есть два взгляда не время и пространство - как на нечто, существующее объективно и как на иллюзию, возникающую в результате отношения между вещами. Первый взгляд как бы платонов, а второй - как бы аристотелев. Ньютон верил в абсолютное пространство (и время), как и Эйлер. А вот Лейбниц считал что пространство это только отношение между объектами.

Проблема с пространством и временем для средневековых схоластов еще в том, что если это свойства, то непонятно, свойства чего именно, ежели не вещей? А если не свойства, а сущности, значит пространство и время сами - вещи!

Радикальные аристотельянцы учили, что свойств не может быть без материи. А время - иллюзия нашего восприятия. Епископ Этьен Темпьер (до того, как стать парижским епископом, он был канцлером Сорбонны) был прозорливым человеком, и запретил в 1277 ученым проповедовать, будто абсолютного времени и пространство не может быть, будто бог не может создать признаки без материальных носителей, будто бог не может создать множество миров и так далее. Отчасти это было в ответ на аристотельянство Фомы Аквинского и Авероэса, хотя авторитет самого Фомы под вопрос не ставился.

Так или иначе, вот идея абсолютного пространства и времени утвердилась у схоластов. Буридан открыл инерцию (импетус), и дальше пошло, хоть и со скрипом, до Галилея, к появлению которого почва уже была расчищена. Фома считал, что нужна постоянно действующая причина движения, а Буридан и Орем сказали, что можно двигаться и без причины, по инерции.

Пьер Дюгем считает именно Этьена Темпьера создателем современной науки, а датой ее рождения 1277 год. Он, правда, как француз недооценивал оксфордцев. Оккам, например, даже утверждал, вопреки Аристотелю, что Бог, если захочет, может и два разных предмета поместить в одном месте. И может создать сколько угодно миров. Правда, не надо без нужды умножать сущности, если достаточно одного мира, то и хватит.

Историки науки ХХ века, такие как Койре, не соглашались с Дюгемом. Они говорили - мало ли что в 1277 постановили, будто Бог в принципе способен создать множественные миры или вакуум. Все понимали, что на деле-то Бог их не создает, поэтому к физике эти теологические и логические идеи не имеют отношения.
Tags: XVII век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments