מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Главный ученый второго тысячелетия, на мой взгляд - Галилей. Главный ученый первого тыс. до н. э. - Аристотель. А вот если номинировать кого-либо на звание главного ученого первого тысячелетия, то я бы номинировал Бхартрихари. Правда, я боюсь, что меня не все поймут.

По мне так Галилей - основоположник редукционистского метода науки. А Бхартрихари, напротив, основоположник холистического метода науки. Из которого современной науки сравнимой с европейской наукой ХVII-ХХ веков, конечно, не развилось, но все равно очень круто.

Наука наталкивается на трудности, когда натыкается на проблему возникновения сложного от сложного (РНК/ДНК, язык, человек, мозг). У этой проблемы много обличий. Последние дни меня очень интересует вопрос о иероглифической письменности. Но не египетской, а древне-китайской. С египетской-то все понятно: несколько сот значков для слогов, двух и трехслоговиков. А вот китaйские значки сами состоят из радикалов, которые имеют отдельные смыслы. Специалисты почему-то предупреждают - не покупайтесь на это. Там ребусы, омонимы и фонетическое подражание, а не заимствование смыслов. Наверно, с точки зрения языковедов так и есть, но ведь это совершенно не важно! Народная этимология живет своей жизнью, и смыслы структурируются по своим правилам в своем пространстве, независимо от того, что вызывает ассоциацию между ними. И значки это совершенно завораживают многомерностью смысловых пространств и ассоциаций. Даже когда их не знаешь и можешь только со стороны заглянуть через замочную скважину (ну, я помню порядка сотни китайских иероглифов, это мало, но гугл мгновенно поясняет любой неизвестный знак).

Это я продолжаю читать Менцзы (孟子), первую главу, как он пришел к царю по имени, извиняюсь за неблагозвучие, Hui в стране Лианг (梁惠王). Царь его спрашивал, как получить профит, прибыль (знак разлагается на рис, а рис - на небесное дерево, и нож). А Менг-мудрец (что и значит Мен-цзы, хотя мудрец также ребёнок, в знаке Менг сидит мудpец и посуда 孟 = 子 + 皿 ) вместо этого посоветовал ему озаботиться добротой и праведностью 仁義. Доброта распадаетcя на радикалы "люди + два", праведность на 𦍌 + 我 "я + коза", я распадается на "рука + копье".

А Менг-цзы ему ответил, что если каждый будет думать только о прибыли , то страна, гo, (то есть 囗+戈+口+一 ограда+копье+люди/рты+земля см. здесь) развалится.

http://classical-chinese.blogspot.com/2007/12/mencius-11.html


От каждого из этих знаков - множество боковых смысловых ответвлений. То есть иероглифы образуют этакую огромную сеть нелинейных смысловых отношений в пространстве неизвестно какой размерности и прочих топологических характеристик. Радикалы - хабы в этой сети, есть там наверняка и Ципф, и смолл-ворлд и что угодно (уж если они в закорюках из коллоидных кристаллов есть, см мою статью, то в конфуцианских иероглифах иx просто не может не быть). :)
Tags: 孟子
Subscribe

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • (no subject)

    Ничо так? На шкафу у меня над книгами по нанотехнологии и трибологии - алтарь Элегуа. 21 каждого месяца - его день.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments