מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
В рыночной экономике единственный показатель вашей востребованности - можете ли вы продать свою работу. В простом случае, если вы печёте пироги или точите сапоги или починяете примусы и швейные машинки, все просто. Сделали - продали. Любители поговорить за рынок почему-то только простые случаи и рассматривают.

Более сложный случай - если вы делаете нечто не очень востребованное. Например, расшифровываете и переводите древние надписи. Или исследуете как методы искуственных нейронных сетей можно приспособить к методам изучения трения. В этом случае вы можете найти заказчика для своей работы, которым может быть государство или частная организация. Но можете и не найти. Может оказаться, что заказчик хочет не ту работу и совсем не так, как хотите и можете делать вы.

В большинстве случаев решение здесь в том, чтобы суметь надуть заказчика. Грубо говоря - вы специалист по бетону, а заказчику нужен проект про вирус Ковид-19. Ваш профессионализм состоит в том, чтобы задурить заказчика и представить ему дело так, будто вы не только бетонщик, но немного вирусолог, и получить грант. То есть ваша востребованность определяестя тем, можете ли вы обмануть (или, если совсем уж грубо - умением украсть на грани законного способа, чтобы не попасться). Для такого обмана требуется большой профессионализм, нужно работать с профессионалами (лоббистами. специалистами), нужно грамотно писать заявки, навыки коммуникации и еще много чего нужно.

Я про это писал тысячу раз и буду писать еще тысячу раз, поскольку эта проблема никуда не рассосется пока я жив.

Кто должен оплачивать научную работу? В общем-то, наверно, государство. Но оно делает это через коррумпированные организации вроде НСФ (это дозволенная коррупция, планка дозволенного в этой области велика). Университеты заинтересованы в научной работе по соображениям престижа и просто полагая научную работу частью своей миссии. Но университеты оплачиваются студентами, а студенты, естественно, не хотят субсидировать научную работу профессоров.

На первый взгляд кажется, что естественные союзники в этой теме - левые. Ведь речь о давлении рынка и коммерциализации. Но на практике все выходит сложнее, как это часто бывает. Левые не бегут защищать интересы талантливых умников, их больше интересует равенство (в том числе и равенство способных и бездарей) и интересы незащищенных групп, тех же студентов. С другой стороны, правые против бюрократов из НСФ и прочих госорганов. Так что расклады в этом вопросе могут быть очень неожиданные.

Но самое странное, что никто кроме меня эту проблему вообще не замечает. Люди обычно говорят что-то вроде: "не может такого быть, что наука никому не нужна" или "в чем проблема с грантами, тем более если ты инженерный профессор и занимаешься прикладными проблемами вроде трения, получи от какой-нибудь компании грант". При этом сами так рассуждающие денег пожертвовать не готовы.

Когда я поднимаю вопрос об академической свободе, как я ее понимаю - а я понимаю ее так, что профессор свободeн работать над своими собственными задачами, а не над чужими на заказ - люди удивляются. Спрашивают "кто-нибудь в прошлом когда-нибудь ставил такой вопрос?" (о праве работать над своими, а не над чужими темами). Выясняется - нет, я первый. Приводишь им в пример математиков или гуманитариев. Говорят "ну так у нас есть дополнительная возможность [которой нет у математиков или у гуманитариев], можно заниматься исследованиями и еще и заработать!" Короче, все хотят работать над чужими проектами НА ЗАКАЗ, и им это нравится! Вместо того, чтобы работать над собственными задачами.

Я это непонимание объясняю тем, что я оказался белой вороной в довольно уникальной ситуации. Механики такого математического толка, которую я видел, скажем, у своих учителей в 1980е годы на излете СССР, более не существует. Она не воспроизводится, никто больше не идет ею заниматься. Кстати, русскоязычных профессоров больше и не приезжает. Их место заняли индийцы, китайцы и выходцы с Ближнего Востока, для которых идея механики как чего-то околоматематического или околотеорфизического вообще дика. Отсюда и сложившаяся в американских университетах культура, что на отделениях mechanical engineering нужно заниматься обслуживанием чужих прикладных проектов за плату, а не собственными задачами.

Я разумеется, буду пытаться эту тему ставить и в левом и в правом ключе. То есть, с одной стороны, как проблему академической свободы профессора, который имеет право сам ставить себе задачи, а не работать по грантам на чужого дядю с рынка. А с другой стороны - как проблему независимости профессоров от государства и от социалистических организаций вроде НСФ, разваливающих американскую науку.
Tags: yберите Ленина с денег
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments