מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Владимир Малявин "Как читать китайскую классику"

Прелюбопытнейшая статья (ссылка подсмотрена у Олеся Манюка).
Вот про знаки 子 (ребенок), 字 (иероглиф), 学 (учиться):

«Письмо — это рассеивание», — утверждается в древнейшем китайском сочинении о каллиграфии, появившемся во II веке. Графически знак «иероглиф» в китайском языке являет картину «детей под крышей», и древние китайцы, конечно, видели в нем идею множащегося потомства. Весь людской род происходит от одного предка. Но превращение не имеет ни образа, ни идеи, ни сущности.»
https://gorky.media/context/kak-chitat-kitajskuyu-klassiku/


"Мы имеем дело с миропониманием, кардинально отличающимся от привычек мышления, формируемых умозрением и «логическим дискурсом» с их лингвистическим аппаратом: грамматикой, синтаксисом, риторикой и т. п. Здесь царит стихийная разумность жизни: правда сердечного отклика, убедительность актуального момента, очевидность телесного переживания. Здесь нет идей и объектов, а только беспредельное пространство резонанса, нестройный хор голосов, где все принадлежит «единому телу» превращений, которое можно только слушать, чуять. Несмотря на полную обособленность речи и письменности, тексты в древнем Китае записывались на слух, что приводило к особенной неразберихе на письме. Словам часто присваивали так называемые заимствованные знаки: сходные по звучанию, но разные по смыслу иероглифы. В результате история китайской литературы оказалась прежде всего историей редактирования и комментирования текстов. Впрочем, возможна ли неразбериха там, где не грамматика, а ритм и контекст наделяют слово значением? На этот вопрос еще предстоит ответить.

Сказанное приводит к двум важным тезисам. Во-первых, письмо как «поле рассеивания» смысла слито с естеством жизни. Письмена человека и «письмена природы» непосредственно продолжаются друг в друге, что можно наблюдать в преемственности иероглифики (а тем более петроглифов) и естественных линий в камне или, к примеру, совпадения «текстуры» пейзажа и ногтя в чисто китайском жанре «живописи пальцем», не говоря уже о любви китайцев к всевозможным имитациям и подделкам. Это странное совпадение природы и культуры можно считать фирменным знаком «большого стиля» Евразии. Оно делает мнимость обязательным свойством образа. А его организующей основой является ритмика мироздания, делающая несущественной предметность вещей, опустошающая их.

Второй тезис состоит в том, что преемственность превращения — сама сущность жизни! — недоступна ни определению, ни выражению или, вернее, может быть выражена только символически, иносказательно. Канонические тексты в Китае уподобляли «жемчужинам на блюде», которые существуют по отдельности, но переливаются всеми красками жизни и друг в друге отражаются. Такой текст — кристалл бытия, и все в нем указывает на отсутствующее единство подобно тому, как в каждом человеке смутно угадывается его неведомый предок. Следовательно, все понятия в принципе взаимозаменяемы, хотя не тождественны (привет древним писцам, с легкостью «заимствовавшим» иероглифы на письме). Но если все присутствует во всем, значит, нигде ничего нет. В теле мирового резонанса есть шепот без губ, вещи живы своей тенью, все только подобно себе, и метафора первичнее и правдивее буквального смысла. «Когда подлинное становится ложным, ложное становится подлинным», гласит китайский афоризм, как будто списанный с постмодернистских манифестов.

В превращении как событийности всего царит всеобщее равенство, но ничто ничему не равно. В нем, если взять примеры из китайской поэзии, то ли «слива пахнет дождем», то ли «дождь пахнет сливой». Разница вроде бы есть, но как ее определить? Большинство иероглифов в языках Восточной Азии воспроизводят эту логику «интерактивной совместности»: они являются продуктом отбора самых существенных свойств вещей в мировой паутине смыслов."


Есть о чем подумать, но для меня интересно (1) происхождение сложного от сложного (идея, будто все знаки происходят как люди от одного Адама мне не нравится) (2) взгляд на систему иероглифов как на сеть (3) упорядочивание смыслов (мне не кажется, что оно метафорическое, или определение метафоры требует корректировки) (4) соображение про соединение природы и культуры (ну тут много что можно сказать, даже у арабов/евреев нет понятий природы и культуры, но конкретно в знаке что природное?) (5) собственно про канон хочется поподробнее - откуда берется канон как система, как часть соотноится с целым, как даосский / конфуцианский канон соотносится со знаками-то?


"канон знаменует прорастание сознания сквозь морок субъективных миров. Это сознание по определению собирательное, соборное, так что рассматривать историю канонов как череду индивидуальных добавлений к существующему тексту значит лишить себя самой возможности его понимания. Ресурсы академической филологии в этом плане очень ограничены, хотя, безусловно, отрекаться от них нельзя."

"Канон в Китае, как само китайское письмо, воплощает этот фундаментальный акт совершенствования как оставления-следования-возвращения. В культуре он предстает как тип и стиль. В отличие от западного типа, по природе стереотипного, идео-логического, китайский тип выпячивает единичность, особенное и иное в вещах; он — знак иронии, вознесенной на высоту классики. Отсюда забавные китайские энциклопедии, предлагающие вместо определения предметов перечни их курьезных качеств. "
Tags: 孟子
Subscribe

  • (no subject)

    С 2011 года в этих числах мая записываю, сколько раз процитированы мои публикации по данным Гугл-Сколар, и на сколько увеличилась цитируемость за…

  • (no subject)

    Почему-то каждый год в конце января на Гугл-сколаре подскакивает цититуемость и Хирш. Потом в феврале откатывается обратно, и весь год затем медленно…

  • (no subject)

    Цитируемость только что перевалила за 9000. Для сравнения 9000 - 21 декабря 2020 8000 - 10 янвaря 2020 7000 - 1 декабря 2018 6000 - октябрь 2017 5000…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments