מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:
Олесь Манюк обратил внимание на то, что "Законы взаимодействия частей в горизонте целого принципиально отличны от принципа бытия самого целого. Прежде всего тем, что целое - не объект."

Вот это "целое - не объект", кажется, уже опровергает редукционизм несводимостью к происхождению сложного от простого. Цельность не имеет субъекта, она гомогенна, пока не выделены части. То есть цельность по сути своей вне субъектно-объектного противопоставления.

Примерно о том же пишет и знаток суфизма [и директор ин-та ф-и РАН] A. B. Смирнов.

«...интуиция... не может быть выражена в субъект-предикатной форме; она, иначе говоря, исключает субъектность. Именно благодаря этому она может быть целостностью и свернутостью, а не развернутостью. Если мы хотим понять, где наше речевое высказывание, неизбежно облачающееся в субъект-предикатную форму, черпает свою способность разворачиваться, мы должны быть готовы встретиться с тем, что не заключено в форму субъектности.»

Это (по Смирнову) аналогично противопoставлению "Я" и потока реальности:

«Конечно, Я и чистую текучесть, Я и полотно импрессиониста невозможно спутать, и любой подтвердит это, сославшись на свой внутренний опыт, подтвердит совершенно безошибочно. Но можем ли мы их различить? На этот вопрос возможен только отрицательный ответ. Ведь любой признак был бы неким содержанием, а значит, вводил бы Я или чистую текучесть в область содержания нашего сознания.»

Где-то там же, среди интуитивного и подсознательного, обитают и смыслы (именно смысла так не хватает мне в Висконсине). "Смысл" - не "значение" (они отличаются примерно как язык и код). Только в английском языке их трудно различить, оба meaning, а для континентального европейца это разные вещи. Смысл (по Смирнову) возникает как встреча "Я" и "потока реальности":

«Смысл — чистая встреча тождественного, но абсолютно различного; в этой способности без-различной различенности — бесконечная потенция разворачивания осмысленности.»

Парaдоксальная невозможность (по Смирнову) отличить "Я" от "потока реальности" (которое Смирнов называет "полотном импрессиониста") вызвана тем, что любой различительный признак был бы внешним, а внешнего здесь быть не может.

То есть к такомy пониманию "Я" можно прийти не только путем предела бесконечного ряда интроспекций. Eсть несколько других путей (один из них вот этот по Смирнову), очевидно, они все изоморфны друг другу.

На языке мистиков (не суфиeв, а в том варианте, который нам ближе) это различение света и сосудов. Есть даже образ (который должен нравиться любителям физ. и коллоидной химии) воды в ледяном сосуде (ну конечно, в точке плавления). :)
Tags: esoteric
Subscribe

  • (no subject)

    Рецензируя статьи, всегда обращаю внимание на первое предложение в статье. Обычно оно информативной нагрузки не несет, но как-то всегда показывает,…

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Каждый день в полдень в Питере стреляет пушка. Напоминая, что полдня уже прошло, а нифига не сделано еще.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments