מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

ризомa

Французские постмодернисты Делёз и Гваттари в середине 1970х придумали понятие ризомы (Rhizome "корневище"), которая противопоставляется дереву. Конечно, сеть противопоставить древу - много ума не надо, но ведь 1970е! Википедия сообщает:

"Если ризому представить в виде книги, то у неё не будет ни предмета, ни автора. Множество из лепестков смыслов, содержащихся в книге, не будет объединено чем-то одним, из чего оно порождено и что их объединяет (либо общий предмет, либо общий автор). Не только книга, но и сами предмет и автор не будут чем-то единым, одним, что могло бы объединять множество из лепестков смыслов, содержащихся в ней. «Книга [будет] сделана из материй, по-разному сформированных, из совершенно различных дат и скоростей. С того момента, когда мы наделяем книгу каким-либо автором, мы пренебрегаем этой работой материй и внешним их отношений."

Это, наверно, про талмуд? :) И дальше:

"Множество порождается не каким-либо одним, а конфликтом потоков Если ризому представить в виде книги, то её содержание будет порождаться не каким-либо одним предметом или автором, а конфликтом потоков, движущихся вдоль определённых линий[8].

В ризоме есть движение вдоль определённых линий с определённой скоростью, при этом разные потоки либо ускоряются, либо запаздывают друг относительно друга. Когда один поток ускоряется относительно другого, то возникает явление ускорения, разрыва. Когда один поток запаздывает относительно другого, то возникает явление вязкости, запаздывания. Конфликт между скоростью разных потоков и порождает содержание ризомы
"

Поскольку меня инетересует тема "проиcxождение сложного из сложного" (vs. сложное из простого), то я задумался. Конечно, 1970е - это не актуально. Наверняка все это 30 лет назад разоблачил Алан Сокаль как шарлатанство. И правда, в "Интеллектуальных уловках" есть целая глава "9. Жиль Делез и Феликс Гваттари" https://scepsis.net/library/id_1149.html

Понятие ризомы там не обсуждается. Чтение - восторг, как и вся книга Сокаля, издевающегося над недалекими гуманитариями:

"В этом отрывке можно найти по крайней мере двенадцать научных терминов[173], использованных без видимой логики, а рассуждения представляют собой то бессмыслицу («функция — это Замедление»), то банальность («наука не перестает заниматься ускорениями»).
173. Например: скорость, бесконечное, частица, функция, катализ, ускоритель частиц, расширение, галактика, предел, переменная, абсцисса, универсальная постоянная.
"

Но в конце главы сказано: "В то же время, статья Гваттари (1988), посвященная применению тензоров в психологии — настоящая жемчужина."

Что же такого придумал Гваттари про психологию, что даже Сокалю это понравилось??? Как найти эту статью, и можно ли ее понять не зная французского?

Guattari, Félix. 1988. “Les énergétiques sémiotiques”. Dans: Temps et devenir: A partir de l’oeuvre d’llya Prigogine. Actes du colloque international de 1983 sous la direction de Jean-Pierre Brans, Isabelle Stengers et Philippe Vincke. Géneve: Patiflo. P. 83-100.
Tags: emergent
Subscribe

  • (no subject)

    В Москве вводят ограничения, боюсь, как бы то же самое не произошло в Питере. Тогда танцы-концерты накроются. Тут только 10% привитых, допустим 25%…

  • dybr

    В Питере нарастает волна эпидемии, я очень боюсь, что, танцы закроют. Тут провакцинировано только 10% населения (а для стадного иммунитета надо 50%),…

  • (no subject)

    Много говорят о версии утечки вируса из Уханского институте вирусологии. При этом никаких новых данных в пользу этой версии нет. Эта версия…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments