מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Денис Драгунский, полагаю, литератор во многом пустой, каких-то оригинальных идей у него немного.
https://www.gazeta.ru/comments/column/dragunsky/13413500.shtml

Но вот последняя его колонка в Газета.Ру мне понpавилась. Она на важную тему.



"Удивительно, насколько сильно развитие науки и техники определяет… что? Да всё на свете! Не только быт (оно и понятно), но и такие вроде бы невещественные явления, как литературные сюжеты, а также общественную мораль.

Вот, например, великий роман «Война и мир» очень точно отражает состояние тогдашней медицины. Ведь там весь сюжет держится на трех главных смертях. И одной маловажной, но тоже нелишней.

Но по прошествии недолгого времени графиня Элен Безухова, урожденная княжна Курагина, умирает... В наше время от этого не умирают. Но дело-то происходит в десятые годы XIX века! Итак, Элен умерла — и Пьер получил реальную возможность просить на коленях Наташиной руки... А тут заодно умер от боевого ранения князь Андрей (тоже ведь исключительно из-за отсутствия антибиотиков) — и ничто не помешало счастью Пьера и Наташи. Ну, и на всякий случай умер — тоже от тяжелого ранения — Анатоль Курагин, виновник Наташиного позора.

Теперь попробуем представить себе «Войну и мир» с современной медициной. Лиза Болконская-Мейнен благополучно рожает... Старый князь Болконский пьет статины и антикоагулянты и неплохо себя чувствует...

Мобильники сделали нашу жизнь чертовски удобной — но превратились в проклятие для авторов детективных романов и сценариев. Потому что в детективе главное сюжетное коленце — это ответ на вопрос: «Где он? Куда он делся? Почему исчез?» Увы, в эпоху мобильников этот вопрос снимается, а значит, устраняются поиски и напряженные ожидания.

Вспомним культовый фильм «Осенний марафон» и попытаемся вообразить его ремейк, перенеся действие в наши дни. Боюсь, у нас ничего не выйдет. Придется писать совершенно новый сценарий — с тем же смыслом, но с другим сюжетом. Потому что все сюжетные повороты этого фильма построены на матрице стационарной телефонной связи. Все эти дозвоны-недозвоны и мелкие телефонные обманы.

Стандарты легкого получения информации переходят на житейский уровень. «Я не хочу учить английский, я хочу перевести вот эту фразу — я не хочу годами учиться и делать карьеру, я хочу получить комфорт прямо сейчас». Еще недавно считалось, что приятная и беззаботная жизнь в домике на берегу теплого моря — это итог успешной карьеры, награда за многолетний нелегкий труд. Теперь это любимый образ жизни совсем молодых людей.

Обесценивается идея образования и карьеры — а значит, сама идея труда и воздаяния за труд. Вслед за ней девальвируются понятия долга и благодарности, обязательств, а также вины и стыда. Когда все падает как бы с неба — никто никому не обязан, ни перед кем не виноват, ни за что не стыдно. Налил стакан воды, попил и дальше пошел.
"



Пару десятилетий назад говорили о конце истории. А тут конец литературы. Никому она не нужна. Поколенинию двадцатилетних непонятны любовные переживания классической литературы.

Но и это не все. Идея образования и карьеры умирает [ну, это по Драгунскому, на деле они еще долго будут умирать], поскольку информация общесдоступна. Не нужно учить языки, не нужно накапливать знания и библиотеки. [На самом деле это не совсем так, навыки, знания, интуиция и умение учиться в еще большей цене чем 50 лет назад]
Subscribe

  • (no subject)

    В эту студию я хожу в четверг вечером

  • (no subject)

    В Москве вводят ограничения, боюсь, как бы то же самое не произошло в Питере. Тогда танцы-концерты накроются. Тут только 10% привитых, допустим 25%…

  • dybr

    В Питере нарастает волна эпидемии, я очень боюсь, что, танцы закроют. Тут провакцинировано только 10% населения (а для стадного иммунитета надо 50%),…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments