מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Написал (по-русски) статью (ссылка на Академии) про сравнение понятия "узел жизни" и "авраамово лоно".

И то и другое означет загробную жизнь, но "авраамово лоно" (впервые упоминаемое в 4ой кн. Маккавеев) вошло в Новый Завет (история Лазаря) и христианскую теологию как обозначание рая. А чуть более позднее понятие "узла жизни" вошло в талмуд и раввинистическую литeратуру.

Я утверждаю, что "Авраамово лоно" подразумевает субъектность, а "Узел жизни" - потерю субъектности (снятие субъект-объектных противопоставлений после смерти), на том основании, что "облокотиться на трапезе" - признак свободного человека. Статья по теологии в общем-то. В этом определенное различие между христианским и еврейским понятием о загробной жизни. Послана в Judaica Petropolitana, но вряд ли там будет быстро. Абстракт:


Рассматривается понятие “Узла жизни” (צרור החיים), типичное для еврейских эпитафий. С формальной нарратологической позиции для эпитафий характерно необычное соотношение между реальным (зачастую коллективным) автором, подразумеваемым автором, и адресатом текста. Еврейские эпитафии, как правило, безличны, и в определенном смысле oни пишутся для вечности, соединяя миры книжных и повседневных реалий, и одновременно – настоящее время и вечность. Узел жизни понимается в раввинистической литературе как источник душ человека, к которому они возвращаются после смерти, соединяясь с душами праведников и патриархов. Антрополог Дж. Фрэзер сравнивал понятие Узла Жизни с архаическими верованиями аборигенов Австралии. Образ Узла Жизни использoвал О. Э. Мандельштам. Представление об Узле Жизни как об объединении душ умерших c библейскими патриархами во многом перекликается с христианской концепцией “Авраамовa лонa” (חיק אברהם, κόλπος του Αβραάμ), символизирующего загробный рай. Однако “Авраамово лоно” подразумевает сохранение определенной субъектности, в то время как “Узел Жизни” требует снятия субъект-объектных противопоставлений. Анализ онтологических и диалогических реалий, стоящих за этими идеями, позволяет по-новому взглянуть на ключевые понятия еврейского традиционного отношения к вечности и к индивидуальному и коллективному бессмертию души.
Subscribe

  • (no subject)

    Решил соригинальничать, в разделе "благодарности" технической статьи, принятой в печать 21 числа 21 года 21 века, поставил благодарность Элегуа,…

  • (no subject)

    Надо же, такой старый, что попал в категорию "Исследователи прошлого века"! Про меня рассказывают студентам на семинарах. :)

  • (no subject)

    С интересом читаю книгу М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева "Эриксоновский гипноз. Систематический курс" (есть в сети). У меня создается впечатление, что…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments