מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Игорь Мельчук ЯЗЫК: ОТ СМЫСЛА К ТЕКСТУ

Игорь Мельчук ЯЗЫК: ОТ СМЫСЛА К ТЕКСТУ
"Эгоцентричность языка в словаре

Вот три широко известных примера, иллюстрирующие эгоцентричность лексики.

1) Слова-шифтеры (Р. Якобсон), такие, как Я ‘тот, кто произносит я’, здесь ‘в месте, где Говорящий произносит здесь’, сегодня ‘день, когда Говорящий произносит сегодня’, мама (без зависимых) ‘мать Говорящего’, и т. д. Смысл слова-шифтера содержит отсылку к Говорящему.

2) Экспрессивные слова — такие, как шпион ‘разведчик, враждеб­ный Говорящему’, ВОЯЖ ‘поездка деятеля, враждебного Говорящему’, СБОРИЩЕ ‘собрание лиц, враждебных Говорящему’, ДРЫХНУТЬ ‘спать — о человеке, которого Говорящий осуждает’, и т. д. Сюда же относятся пейоративные названия националь­ностей (КИТАЁЗА, НЕМЧУРА), профессий (ПИСАКА, ТОРГАШ), коллективов (СОЛДАТНЯ, БАБЬЕ), веществ и предметов (БУРДА, развалюха), а также многие, многие другие. Смысл всех этих слов включает компонент ‘которого Говорящий оценивает отрицательно’. Экспрессивные слова включают, разумеется, и выражения, смысл которых содержит положительную оценку со стороны Говорящего — хотя их гораздо меньше****.

3) Выражения-сигналативы, выражающие отношение Говорящего к чему-либо, в частности — к своему высказыванию (с точки зрения как содержания, так и формы): Ай-ай-ай!, УХ ТЫ!, КАКОГО ЧЕРТА!, МАТЬ-ПЕРЕМАТЬ!, БЛЕСК!, К СОЖАЛЕНИЮ, ГРУБО ГОВОРЯ, КАК ГОВОРИТСЯ и т. д.

Эгоцентричность языка в грамматике

4) Во многих языках 1-ое лицо единственного числа в глаголе (т. е. обозначение Говорящего) имеет целый ряд особенностей, смысловых и формальных.

Смысловая особенность глагольных форм 1ЕД. Так называемые перформативные глаго­лы — глаголы, обозначающие действия, выполнение которых заключается просто в про­изнесении глагола, — перформативно употребляются лишь в 1-ом лице (настоящего времени). Произнести Я клянусь! — это и есть поклясться. Сказать же Он клянется, что придет или Я поклялся, что приду не составляет действия принесения клятвы; это просто обычное описание действия некоторого человека.

...Подобных примеров можно привести еще очень много, но, как кажется, и приведенных достаточно, чтобы продемонстрировать приоритет Говорящего по отношению к Адресату и тем самым оправдать выбранное направление лингвистического описания: от смысла к тексту."
http://7i.7iskusstv.com/y2021/nomer1/melchuk/


Я нашел для себя интересным тезис об «Эгоцентричности языка в словаре и в грамматике». Он побуждает к размышлению о том, что в языке присутствует «Я — Здесь — Сейчас», которые старательно изгоняются из физики (или например, из математики), заменяясь общими категориями «индивид — пространство — время».
Subscribe

  • (no subject)

    Кстати, Юрий Колкер меня очень-очень разочаровал этим. У Хлебникова: "Плоскость IV 2-й прохожий. «Доски судьбы![5] Как письмена чёрных ночей,…

  • сонет shenbuv по мотивам Сефер Йецира 1:8

    http://shenbuv.livejournal.com/2169120.html Юзер shenbuv порадовала сонетом по мотивам Сефер Йецира 1:8 с некоторыми…

  • еще немного псевдо-каббалы

    Итак, в предыдущей части мы выяснили, что мир это текст, который нам показывают, и он складывается из 32 символов, а именно из 22 букв и 10 цифр.…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments