מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Аристотелева теория причинности включала четыре типа причин (действующую, материальную, формальную и целевую). Наука нового времени оставила только действующую и отчасти материальную причины. При этом мыслители (Юм и Кант) показали, что причинность не выводится из эмпирических данных. Если какие-то явления коррелируют, нет способа доказать, что корреляция вызвана причинно-следственными связями.

Возможно, Big Data принесет вообще отказ от причинности, останутся одни корреляции.

В какой-то степени это относится и к редукционизму. Нет способа доказать, что более сложное явление сводится к простым.

Логически (с точки зрения консистентной логики) или сводится или нет. Или атомы, скажем, в живой материи подчиняются законам физики (и тогда жизнь сводится к физическим законам) либо нет (и тогда законы физики нужно дополнить). Третьего не дано. Но вполне может оказаться, что на практике невозможно или очень сложно это проверить, и тогда с законом исключения третьего могут быть проблемы.

Определенный механический аналог этого - неустойчивость. Движение может быть детерминировано, но неустойчиво, поэтому для практических случаев недетерминировано. Я давно думаю, покой / движение / неустойчивое движение нужно описывать троичной логикой, даже статью об этом написал: https://www.mdpi.com/1099-4300/21/6/620

Поэтому возникает идея, а нельзя ли придумать неконсистентную логику для таких вот эмерджентных ситуаций возникновения сложного из сложного (а не сложного из простого)? По типу "парадокса лжеца" такие ситуации выводят за пределы обычной аристотелевой консистентной логики, посколько включеют самореференцию.

Я люблю приводить пример Витгенштейна - эталон длины метра - как пример логической конструкции в механике, связанной с такими парадоксами (или с теоремой Гёделя). Но парадоксы трения Пенлеве тоже годятся. Если вектор скорости направлен впpаво, то и вектор силы оказывается направлен вправо, а значит вектор скорости направлен влево. Я привык думать, что кулонов закон трения несовместим здесь логически с ньютоновской механикой. Но запросто можно считать, что такая несовместимость - результат теоремы Геделя. По-моему, так.
Tags: mechanics
Subscribe

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Правильно ли я понимаю, что слово "Европа" происходит от финикийского слова для Запада, однокоренного с эрэв, маарав, Магриб и т.п.?

  • (no subject)

    Сформулирую все-таки мнение о трактате Аркадьева. Он заявляет, что сущность человека состоит "в конфликте между языком и доязыковой тенью…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments