מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:
Мысль, навеянная чтением статьи про диалетеизм в Стенфордской Энциклопедии (https://plato.stanford.edu/entries/dialetheism/) и вот этой статьи Inconsistent boundaries https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11229-014-0614-z.pdf , а также докладом Его Высокопреосвященства Владыки hgr, где фигурировали "clopen sets" (я, наверно, пару недель назад обсуждал), то есть закрыто-открытые множества ("заткрытые"?).

Диалетеизм подразумевает, что противоречия существуют "в реальном мире" (хотя что это значит, не понятно).

Представление о "дополнительности" в разных смыслах - нeкая очень мощная абстрактная конструкция, позволяющая плодить нереальные объекты. Я об этом впервые задумался изучая термодинамику, где понятия возникают парами, из которых одно измеримое, а другое конструируемое. Температура и энтропия, объем и давление, количество вещeства и химический потенциал. Это есть уже в механике: перемещение и сила, dE = F dx. Все эти конструкции образуются вокруг преобразования Лежандра, от энергии как функции перемещения E(x) к "дополнительной энергии" как функции силы: E*(F)=E(x(F)) - x dF. В экономике тоже цена на единицу продукции и ценность в терминах количества продуктов. Я думаю, что сами понятия "энргия" и "стоимость" вводятся такой конструкцией. Что-то измеримо, а что-то дополнительное измеримому придумано. И статику без динамики невозможно последовательно ввести (потому что, чтобы определить понятие "силы", нужны перемещения).

Но это только цветочки. Аналогично вы не можете разделить множество (точек, действительных чисел) напополам симметрично. Одна половина будет открытая (x>0), другая закрытая (x<=0). Конечно, открытое множество это тоже умозрительный конструкт, а не "измеримый".

Отсюда проистекают парадоксы границы, когда вы, находясь на границе, оказываетесь "одновременно и внутри и снаружи" (из соображений симметрии), но должны быть или там, или там (поскольку на самом деле они не симметричны, "наружа" сконструирована умозрительно как доплнение "нутри"). Эти парадоксы границы - сердцевина диалетеизма.

Здесь же и парадоксы движения: если А движется (изменяется), значит оно по определению не тождественно самому себе. А если A = ~A, значит A & ~A, значит и не-А и не-не-А одновременно, то есть нарушается закон исключения третьего; сказать "движущееся А одновременно внутри и вне" - лишь другая формулировка этого противоречия. Движение требует некоторой степени диaлетеизма. Правда, по-моему, движение можно описывать иначе через непрерывность, движущееся А тождественно себе, если непрерывно прослеживается (но непрерывность опять же требует логических конструктов с открытыми множествами).

Ясно мне, что дело-то в том, что симметрия мнимая. Симметрии между измеримым и сконструированным нет. Координата измерима, а сила сконструирована. Температура измерима, а энтропия сконструирована. Только в абстрактной схеме они симметричны.

И тут мы подходим к закону исключения третьего. Истина реальна, а ложь сконструирована? Симметрии между ними нет? Справедливо ли так считать? Конечно, если ложь - это самостоятельная сущность (а не просто отрицание истины), то возникают ситуации, когда они должны быть симметричны, и тогда приходится допускать существование третьего. Утверждение и не истино и не ложно. Отсюда и "реальность" парадоксов.

Можно вспомнить богатую средневековую тему о самостоятельной сущности зла. Существует ли зло само по себе, или это просто отрицание (отсутствие) добра? Эта тема волновала схоластов, интересует она теологов и сегодня. Получается, что диалетеизм подразумевает самостоятельность зла? :)

Владыка hgr верит в диалетеизм, как я думаю, потому что он полагает, что Бог не укладывается в логические понятия. Он одновременно и трансцентентен (не в нашем мире) и имманентен (везде в нашем мире). Его можно познать только через отрицание (апофатическое богословие - любое отрицательное суждение о Боге верно), но и через утверждение (катафатическое богословие - любое положительно суждение о нем тоже верно). Ну а дальше, думаю, понимаю логику православного: монах должен стремиться еще при жизни жить уже как в божественном мире, значит в нашем мире есть моменты таких противоречий, отсюда и диалетеизм.

И тут я бы хотел связать с тем, что я называю "метафорой поверхности" (подробнее https://duchifat.livejournal.com/2809432.html). Ну как же иначе, я ведь занимаюсь surface science. :) Бог создал материю, дьявол создал поверхости (сказал физик Вольфганг Паули). Можно ли создать описание, при котором логика противоречий действует в объеме, а на поверхности включается консистентая, двоичная логика, с исключением третьего? Вот о чем хочется подумать.
Tags: esoteric, science
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments