מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Category:

проф. П.А.Жилин

http://www.pdmi.ras.ru/~elgreco/Teacher/index.html

Наткнулся в сети на воспоминания Е. Грековой о проф. П.А.Жилине, который, оказывается, умер чуть больше года назад. Он вел у нас на первом курсе "Введение в специальность", потом - теорию пластин и оболочек, что-то из теории упругости. Очень интересная личность, математик и механик, очень персонально и интуитивно воспринимавший механику, всяческие тензорные поля из моментов инерций и моментов сил и проч.

Ему, наверно, нужно было родится на 60 лет раньше, по крайней мере впечатление было такое, что он чувствует себя современником А. Пуанкарэ, Э. Маха, лордов Релея и Кельвина, Герца, Кирхгофа и прочих великих ученых конца 19 века. Мыслями он был там, в конце 19-начале 20 века.

Жилин полагал что самым великим ученым всех времен и народов был Леонард Эйлер. Последним крупным ученым был А. Пуанкаре, а с тех пор человечество измельчало.Кому-то он сказал, что современных крупных ученых не осталось, поэтому он "общается" с учеными прошлого, равняется на Эйлера и Пуанкаре. Нам на первом курсе он говорил, что нужно читать книги гениев и первоисточники.

Тогда на первом курсе он посоветовал список дополнительной литературы. Там была книга Рашевский П.К. "Риманова геометрия и тензорный анализ". Жилин сказал, что в ней излагается тензорный анализ, и в качестве примера применения - общая теория относительности. Я из любопытства взял эту книгу в библиотеке и пару месяцев с большим интересом продирался через ковариантные и контравариантные тензоры кривизны, метрические тензоры, символы Кристофеля, градиенты, роторы и лапласианы, геодезические кривые. Сейчас бы я такое читать не осилил, а в 17 лет было самое то, и если у маня сохранилось какое-то общее понятие об ОТО и ее математическом аппарате, то благодаря той книжке (хотя задачи я и тогда не смог бы хорошо решать).

У них была затяжная война с Е. (давно профессором, а тогда доцентом) по поводу теории стержней, пластин и оболочек. Е. считал, что что теория упругих оболочик должна выводиться из общей трехмерной механики сплошных сред путем асимптотического разложения по малому параметру (толщине оболочки). А Жилин считал, что это совершенно замкнутая самостоятельная вещь со своей аксиоматикой. Поскольку двумерное пространство ничем не хуже трехмерного, никто не сказал, что аксиоматика должна быть трехмерной.

Он говорил нам, что в любом логическом рассуждении нужно уметь выделить неявные посылки, аксиомы, которые рассуждающий принимает, не осознaвая этого. Именно так Эйнштейн пришел к теории относительности.

Жилин считал, что материальная точка, в некоторых ситуациях, должна иметь тензорный момент инерции, а не только скалярную массу, на нее может действовать момент, а не только сила. Это следовало из идеи, что вращение ничем не хуже трансляционного движения. Соответственно, закону тяготения будут соответствовать электрические явления и т.п. Кто-то из физиков сказал мне, что на заре ХХ века, до открытия СТО, физики рассуждали о таких вещах. Говорят, что когда кто-то спросил, "Павел Андреевич, а как же физики на ускорителях разные частицы исследуют", он засмеялся и сказал, "дайте мне столько денег, сколько тратят на них, я еще и не такое найду".

Е.Г. пишет о своей диссертации про "материал Кельвина", среду, в которой распределены тензоры момента инерции. Она упоминает про ферромагнетики, но причина, почему они этим занялись, скорее всего не в этом. Термин "среда Кельвина" придумал Жилин, а Кельвин пытался описать эфир, среду, которя передает поперечные колебания и волны, и не имеет продольных. До Эйнштейна физики считали эфир носителем электромагнитных волн (как извество, поперечных).

Он говорил нам на первом курсе, что "введение в специальность" надо бы преподавать на пятом курсе, а не на первом. У него было много нестандартных педагогических идей. Говорят, что став завкафедрой теоретической механики в Политехе, он мог на заседании кафедры вместо текущих проблем полчаса рассуждать о системе обучения в буддийских монастырях, к недоумению коллег. Он говорил, что от матшкол один вред, и от олимпиад один вред, олимпиадники если не могут решить задачу за полчаса, то бросают ее, а со сложной задачей нужно жить. Думаю, кроме механики его в жизни мало что всерьез интересовало.

Очень доброжелательный в общении и интересный был человек.
Tags: mechanics, science
Subscribe

  • (no subject)

    Пишут про какой-то новый штамм вируса ковида. Мол, в S-белке "32 мутации". А разве если столько аминокислот заменить в белке из 1300 аминикислот, это…

  • (no subject)

    Пол детей, кажется, довольно сильно влияет на психологический облик человека. Это трудно сформулировать и трудно измерить. Но те, у кого сыновья,…

  • (no subject)

    Поиграл с базой данных Elsevier самых цитируемых ученых. Я на 27023 месте (в другом варианте - на 11,970) в мире по всем специальностям. По…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments