מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

gibbor and "Fruma" или афилу им кулланy гибборим

Не удержался и все же высказал свое мнение по поводу Гибора и девочки "Фрумы":
Проблема в том, что в рамках принципиально имперской русской культуры не остается ни малейшего места для анархии, провинции, децентрализации. Я мог бы долго про это рассуждать: и про то, что в русском нет (письменных) диалектов или пиджинов, и про то как миллионы школьников в одинаковой униформе от Чукотки до Калининграда открывали одну и ту же страницу из Достоевского или Толстого, в соответствии с утвержденной Минпросом в Москве программой. Ни в одной стране, ни в Китае, ни в испаноязычных землях никогда не было такой степени имперского единообразия. Вот это-то и не очень совместимо с попытками еврейского существования, которое не очень хорошо переносит централизацию. Другими словами, проблема Гиббора не в том, что он "лузер" (как ты изящно выразился) или "еврей-лузер", или "лузер, выдающий себя за еврея", или "жертва холокоста", или "предатель своего народа". Настоящая его беда в том, что он человек русской культуры со всеми ее уродливыми проявлениями, одно из которых и было продемонстрировано.



На что А.Л. ответил о своем:
Почему, например, немцы каются, прорабатывают свое нацистское прошлое, а постсоветские люди как будто бы не чувствуют своей личной ответственности за Империю Зла?
Была в советологии простая и ясная схема: советская культура делилась на официальную, подцензурную, и неофициальную, более-менее оппозиционную власти. А потом пришел Юрчак и говорит: между диссидентами и партийными функционерами была еще прослойка, причем очень толстая прослойка"нормальных людей" и гибридной культуры - не совсем официальной и не совсем диссидентской. И что же вот эти "нормальные люди" - должны ли они чувствовать себя пособниками режима или его жертвами? Нет, вроде бы не чувствуют - ни теми, ни другими. Не оправдывают режим, но и вины за пассивное соучастие не ощущают.
И вдруг, благодаря рассказу Гибора, мы получили массовое проявление чувства вины. Его герой тоже располагается посередине, он - "нормальный человек", не палач и не жертва. Но если история государства никакой особой эмоциональной реакции у "нормального человека" не вызывает, то простейшая проекция этой истории на ситуацию в группе подростков вызвала взрыв эмоций. Это впечатляет. Выходит, есть у постсоветских людей чувство вины - но не там, где его искали и пытались вызвать. И, значит, есть огромный потенциал для объединения.
Конечно, весь этот потенциал можно и распылить, выпустить пар вхолостую. Но мне хотелось бы, чтобы еврейская часть этого пара не ушла в воздух.
Subscribe

  • (no subject)

    Почитал (пока совсем по верхам) рекомендованную fromtxwithlove книгу A Эткинда (племянника Ефима Эткинда) про русский психоанализ, Лу Саломе, С.…

  • (no subject)

    Каждый день в полдень в Питере стреляет пушка. Напоминая, что полдня уже прошло, а нифига не сделано еще.

  • (no subject)

    Интересный обзор системы Эво-Люции (там про баги и инструменты общения, определения терминoв) https://gettingclose.ru/bagi-obshheniya Корм там как…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments