מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Востоковеды старой закалки, советская власть и немцы

Навеяно, до некоторой степени, недавним постингом юзера corneliu о Крымском и Прицаке.

О русском (немецкого происхождения) монголисте Н.Н.Поппе.

"Эта командировка [командировка Н. Поппе летом 1941 г. в Элисту] сыграла роковую роль в его судьбе. Когда летом 1942 года Калмыкия была оккупирована немецкими войсками, командование решило использовать его как востоковеда, о чем рассказывает Крачковскому в письме В.И.Филоненко, оказавшийся во время оккупации в Нальчике. “Встрелился я за это время с Поппе Н.Н. Приехал он в Hальчик с немцами как persona grata – руководитель культурой всех народов Кавказа. Но роль его жалкая, на побегушках у немцев, что едва ли к лицу русскому ученому”»
А.А. Искоз-Долинина «Невольник долга»

А вот что я нашел про Поппе в сети:

"Самое поразительное, что на оккупированной немцами территории несколько горско-еврейских общин, в частности в Нальчике и отчасти в Моздоке, уцелели. В Нальчике они спаслись лишь благодаря тому, что в очередной раз удалось доказать: они таты и, стало быть, не евреи, а персы. Вот как это описывает, по словам М.Членова, российский востоковед немецкого происхождения Николай Поппе, вызванный в ноябре 1942 г. в Нальчик в качестве эксперта-этнографа. Там же и в том же качестве он встретил профессора Дитерса из Боннского университета, специалиста по Кавказу. Столкнулись две точки зрения – штурмбанфюрера СС Алоиза Перстерера, командира «зондеркоммандо» 10b, предлагавшего не делать различия между горскими и негорскими евреями и расстрелять и тех и других, и коменданта Нальчика, капитана Теодора Оберлендера, впоследствии в ФРГ ставшего министром в правительстве Аденауэра. Поппе написал заключение, в котором подтвердил, что в царской России горские
евреи рассматривались не как евреи, а как прочие горцы и что их правомернее рассматривать как разновидность татов – народа иранского происхождения. Дополнительные аргументы принес праздник с горскими песнями и плясками, на который горские евреи пригласили немцев: после этого даже эсэсовец не возражал против того, чтобы таким танцорам подарить жизнь."

Павел Полян (http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_537.xml)

В 1943 году Поппе выехал в фашистскую Германию, а с 1949 стал профессором в Сиэттле, где и умер в 1991 г. в возрате 94 лет. Интересна тут не столько судьба Поппе и его роль в спасении татов, а позиция Филоненко (востоковеда, работавшего многие годы в Крыму, в том числе соприкасавшегося с караимским вопросом), далеко не сторониика советской власти. Ну и позиция Крачковского, конечно, тоже.
Subscribe

  • (no subject)

    Философ Е. Косилова умеет очень просто писать о сложных философских проблемах. По мне так это очень важное умение. Ее новая статья "Понимание как…

  • Женщины, огонь и опасные вещи

    Добавлю еще навеянное книгой Лакоффа ("Женщины, огонь и опасные вещи"), см. мои посты последних дней. По поводу категории вкуса ("сладкий",…

  • (no subject)

    Книгу Лакоффа я осилил, хоть и не целиком, но значительную часть и основную идею понял. Это идея номиналистическая (в смысле номинализм против…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments