מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

перeпискa Дубнова и Винавера

http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer7/Dubnov1.htm#note16txt
Наткнулся на крайне интересную публикацию перeписки Дубнова и Винавера () 1920-х годов (публикация Кельнера 2000 г., но я ее раньше не читал):


"С.М. Дубнов - М.М. Винаверу, Петроград 20.5.1921
Дорогой Максим Моисеевич,
Пользуюсь случаем, чтобы послать Вам свой дружеский привет после жуткого интервала, привет de profundis.3 Может быть, судьба и меня скоро забросит на Запад (вероятно, в Берлин, где будут печататься мои исторические труды), и тогда мы увидимся и поговорим.
Пока обращаюсь к Вам с просьбой общественного характера. Здесь уже больше двух лет существует Еврейский университет, или Институт высших еврейских знаний, где преподавателями состоят Лозинский4 , Цинберг,5 я, д-р Бруцкус,6 Клейнман7 и другие. Университет нуждается в средствах, так как субсидируют нас очень скудно и неаккуратно. Закрыть этот единственный очаг высшего еврейского знания в Петрограде было бы очень тяжело. И вот коллегия лекторов обратилась с просьбой о поддержке к парижскому Комитету Альянс Израилите. Прошу Вас, Максим Моисеевич, поддержать это ходатайство перед Комитетом, в программу которого входит субсидирование школ на Востоке. Ведь мы теперь мало отличаемся от того "восточного" еврейства, школы которого раньше субсидировались Альянсом. Крепко жму Вашу руку и с нетерпением жду момента, когда мы оба окажемся в пределах досягаемости... "


"С.М. Дубнов - М.М. Винаверу Ковно, 11.V.1922
...."Слова "Tribune Juive"9 рядом с Вашей подписью напомнили мне о том жутком времени, когда единственным источником сведений о событиях в еврейском мире и о судьбе некоторых друзей и изгнанников служили мне нумера "Еврейской Трибуны", которые изредка и нелегально приносила мне в Еврейский университет одна из моих слушательниц, доставая их из самой преисподней советского Питера - Смольного....
В прошлом году я писал Вам по делу помощи Еврейскому университету в Петербурге и сейчас только имею возможность поблагодарить Вас за быстрый отклик: деньги получены через С. Гурвича12 из Берлина и вместе с американской поддержкой значительно облегчили положение преподавателей университета...."

"С.М. Дубнов - М.М. Винаверу 30. VII. 1922
...Я сомневаюсь в скором оздоровлении России вообще даже после гибели большевиков, но еще меньше допускаю возможность обновления значительного еврейского центра в залитой кровью Украине, в экономически разрушенной Белоруссии и среди несчастных антропофагов Восточной России после восстановления там "культуры". Всякий народ может жить на почве, орошенной его кровью, но не рядом с убийцами и не под их властью, - это предрешает нашу судьбу в гайдаматской Украине на долгий период (ведь и после страшного десятилетия 1648-58 еврейская Украина на 50 лет почти запустела). В ближайшие десятилетия мы должны считаться с двумя факторами: с непрерывной эмиграцией из России, советской или реставрированной, и с интенсивною борьбою за создание наших автономных центров в черной Польше, примитивно-шовинистической Латвии и политически незрелой Литве....
...В данный момент мне очень трудно написать что-либо подходящее для "Евр. Трибуны" (...Писать о нынешней еврейской культуре в России - значит писать о жалких обломках, рисовать картину развала и подвиги темных дикарей, разрушающих последние остатки былой культуры. Признаться, мысль инстинктивно отворачивается от этого Содома: боюсь оглядываться на оставленное пепелище. Осенью, когда поселюсь в Берлине, напишу для "Трибуны" либо о злоключениях Еврейского университета в Петербурге, либо о борьбе за "право эмиграции" из Совдепии, которую я сам проделал). Для обеих тем мне нужны некоторые документы, которые окажутся при мне лишь по прибытии моих рукописей и книг в Берлин....

P.S. Сегодня я получил письмо о положении Высших Еврейских курсов в Ковно. Это - зародыш Еврейского университета, существующий с прошлого года. Там есть пока два отделения: педагогическое и техническое. Аудитория хорошая, большая, преподаватели - специалисты с высшим образованием. Читают д-р М.А. Соловейчик, д-р Эсфирь Зах[аровна] Эльяшева-Гурлянд,23 Ю.Д. Бруцкус и другие. Собирают местные средства, но нужна, конечно, и поддержка извне. Мне пишут, что И.Р. Эфройкин24 обещал поставить вопрос в парижской экзекутиве25 и рассчитывает на успех представленного туда меморандума Курсов, если ходатайство поддержите Вы, Слиозберг,26 Люсьен Вольф27 и Лондонский Chief Rabbi28 Герцег.29 Решаюсь поэтому обратиться к Вам, Максим Моисеевич, с просьбой о поддержке ходатайства. Будучи в Ковно, где меня втянули в Комитет для распространения высшего образования, я убедился, что Курсы имеют большую будущность и, в случае неудачи еврейских кафедр при государственном университете, явятся ядром будущего Еврейского университета. Заседание парижской экзекутивы состоится 25 августа, и просьба наша к Вам состоит в том, чтобы Вы к тому времени высказались за помощь Ковенским Курсам, с которыми ближе ознакомитесь по обширному меморандуму, посылаемому в Париж. Надеюсь, что сделаете все возможное для хорошего дела - подготовки педагогов и техников в еврейской Литве. "


"С.М. Дубнов - М.М. Винаверу Берлин, 30. VIII.923
Дорогой Максим Моисеевич,
В комитетах еврейских обществ Парижа будет скоро обсуждаться вопрос о помощи Еврейским Высшим курсам в Ковно - зародышу будущего Еврейского университета. И я прошу Вас, Максим Моисеевич, присоединить свой голос к тем, которые выскажутся в пользу курсов (между прочим, их горячо рекомендовал и Эйнштейн)."





Интересны рассуждения Винавера о ппложении в т.н. "лимитрофах" (т.е., Польше, Финляндии и странах Прибалтики):

"М.М. Винавер - С.М. Дубнову
Париж, 20 июня 1922
Я плохо верю в будущее т.н. лимитрофов16 и еще менее верю в будущее еврейства в этих лимитрофах, которые рано или поздно перейдут к шовинистической, исполненной ненависти ко всему чужеродному [политике], охраняя свои молодые недозрелые культуры. Политическое и национальное преуспеяние еврейства в диаспоре я вижу только в стране большой культуры, стране сильной, не опасающейся конкуренции чужеродных элементов. И - не знаю, прав ли я или нет - но думаю, что, как только Россия воскреснет, тяга к России со стороны еврейства лимитрофов скажется очень сильно, и что именно в России сосредоточится значительная часть еврейства, наиболее плодотворно работающая и в сферах политической и в сферах национально-культурной. Может быть, тогда то, что мы посеяли, даст плоды. Жизнь еврейства в лимитрофах - пока она еще в них терпимо и сравнительно свободно развивается - может нам дать богатый материал для пригодности тех или иных форм организации национальной жизни в диаспоре. Это для меня вопрос очень темный, и я с жадностью ловлю все сведения в этом направлении. К сожалению, сведения эти очень скудны. Был у меня Ю.Д. Бруцкус17 из Литвы, был Прилуцкий18 из Варшавы; обоих подробно расспрашивал о деятельности еврейских учреждений в Ковно и Вильно, но узнал немного. Последствия мировой войны должны были - так казалось - содействовать углублению национальной проблемы, особенно в области организации национальной жизни.
Случилось не то. Все угнетенные национальности, вчерашние "меньшинства" стали большинствами, почувствовали себя территориально-государственною силою, а новые меньшинства (остатки побежденных, ранее господствовавших наций - немцы, австрийцы, русские) прошлою жизнью не подготовлены к организации национальной жизни как таковой. Остались одни мы, евреи, с нашей старой, необычайно трудною проблемою, и приходится разрешать ее либо в условиях слишком легких и потому ненадежных, как в Литве, либо в условиях полной государственной немощи, как в России. (Я не говорю о Польше, где пока что борьба идет за самые элементарные условия существования.)"
Subscribe

  • (no subject)

    1) Мне кажется, что эмпатия - это умение подстраиваться под собеседника. Но многие, видимо, разделяют это. Знаю женщин, которые считали себя…

  • (no subject)

    Читаю книгу М. Р. Гинзбурга про эриксоновский гипноз (есть в сети). Это научная книга, точнее учебник (очень обстоятельный) базового курса гипноза…

  • (no subject)

    Элегуа выглядит ребенком или стариком (начало и конец) добрым или злым (красное или чернoе поле). Он дает знаки, когда не знаешь, какое решение…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments