מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

"Жизнь и Судьбa" в постановке Льва Додина

Посмотрел в Малом драматическом (Театре Европы на Рубинштейна) "Жизнь и Судьбу" в постановке Льва Додина, на еврейскую тему по роману В. Гроссмана. Впечатление неоднозначное. Первая часть мне не понравилась каким-то схематизмом в подходе к еврейской теме (типа, евреи хорошие, а их все обижают). Главного героя (Штрума) играл флегматичный артист с типичной русской внешностью (Сергей Курышев), этакий здоровяк и русский интеллигент. Ничего похожего на затюканные мечущиеся невротичные еврейские типажи. Его мать (которую тоже играет какая-то русская актриса) тоже перееигрывает в надрывности, в письмах о гетто и Холокосте. Основная идея, похоже - что советские и немцы ничем друг от друга не отличаются, да и вообще все мерзавцы.

Вторая часть понравилась больше, там Штрум продается Сталину и властям. Опять же, это показано не как проблема решающего перейти на службу власти придворного еврея, а как какие-то русско-интеллигентские дела по мотивации. Хотя вроде бы история о еврейской жизни и судьбе.

Слово "евреи" звучит много-много раз, и в сегодняшней России это выглядит почти так же непривычно, как 20 лет назад. Но вообще-то русские или обрусевшие евреи эту проблему раскрыть, похоже, не могут, в чем я еще раз и убедился. В нескольких случаях коллизии вокруг еврейства кажутся искусственными (про Эйнштейна, про "талмудизм" в физике и т.п.). Штрум психологически выглядит этаким вполне почвенным русским интеллигентом, который будто у себя дома диктует начальству, что и как. Нет той мотивации, что он, будучи евреем, живет на чужой земле и потому ограничен в своих действиях. То есть раскрыта проблема морального сотрудничества с властями, но не осторожного как на минном поле чужака в не вполне своей стране. Ни намека на еврейский юмор, на этническую народную мудрость, выразительность, экспрессивность.

Понравилось, что с другой стороны, все это чисто советские дела, советская ментальность, никакой, скажем, анахронической попытки приписать еврейскую религиозность (в нынешнем ее понимании) нет (никаких лапсердаков с пейсами). Также отсутствие мотива "идиш, хи-хи, это так смешно" скорее порадовало, хотя евреи без еврейского юмора это не евреи, а русские, изображающие из себя евреев. Почти нет этнической разлюли-малины в духе Тевье и "скрипача на крыше".

Отдельно нужно сказать о постельных и эротических сценах. Их несколько, как говорится, тема сисек раскрыта (целлюлита, увы, тоже, если смотреть в бинокль). Уродливыми они не выглядят, но и нужды в них нет. Под конец сцена расстрела в лагере уничтожения, заключенные с трубами и саксафонами идут шеренгой, потом полностью раздеваются, оставаясь с музыкальными инструментами. Додин не рискнул дать сцену только с обнаженными мужчинами и добавил туда несколько женщин (опять же, тема сисек раскрыта). Видимо, до гомоэротики питерская публика не доросла, а было бы прикольно.

Тем не мeнее, в общем впечатление скорее позитивное.



В. П. Штрум (Сергей Курышев)
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments