מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

левая идея и сионизм

В одном из журналов обсуждается вопрос, могут ли сочетаться левые политические взгляды с поддержкой Израиля. Меня этот вопрос давно интересует вот в каком ракурсе. Я привык считать, что сионизм это еврейское национально-освободительное движение. Такая точка зрения была распространена в 1950-1970 годы. Многие видели сионизм в одном ряду с антиколониальными движениями различных угнетенных народов за государственную независимость. Многие видели в этом стремление к справедливости и борьбе против угнетения за свободу. Я недавно перечитывал мемуары Голды Меир, меня поразило место, когда в начале 1970-х она дружески укоряет европейских левых (кажется, на Социнтерне) за то, что они не поддержали по какому-то вопросу Израиль, ведь Израиль это свои, социалисты...

Начиная с 1990-х годов мало кто так считает. Произошли некоторые фундаментальные изменения. Евреи в диаспоре стали совсем не похожи на угнетенные народы Азии и Африки. Отчaсти -- потому, что евреи в диаспоре в большинстве утратили этнические признаки, такие как отдельный язык. Отчасти -- потому, что в большинстве сегодня евреи не угнетаются, а, напротив, часто принадлежат к элите. Хорошо устроены в своих странах. Отчaсти -- потому что в странах Азии и Африки народу и проблем стало больше, а не меньше. Короче, не похожи современные евреи на угнетенных африканцев. С 1990-х привычное утверждение, что "сионизм это еврейское национально-освободительное движение" не убеждает.

На сегодня сионизм это прежде всего special interest group, лоббирование политических интересов Израиля. И в таком виде сионизм привлекает только узкий круг людей, которым эти интересы не безразличны. Аспекта борьбы с угнетением и за мировую справедливость нет. Кроме этого, сионизм -- религиозное течение, основывающееся на определенной историософской идее (я сейчас имею в виду христианский сионизм, поскольку меня больше интересует отношение к сионизму не-евреев). В этом смысле как любое фундаменталистское религиозное движение, сионизм ассоциируется с правой.

Мне кажется, это результат каких-то принципиальных перемен, произошедшиx в начале 1990-х, которые пока мало отрефлексированы. По крайней мере, я не сталкивался с текстами, осмысливающими все это.

Другое существенное изменение, относящееся к 1990ым, связано с ролью языка. До 1990х в Израиле всем было очевидно, что евреи должны говорить на иврите, а галутные чужие языки нужно оставить в галуте. У меня есть несколко знакомых, которые уезжали в Израиль с тем, чтобы говорить и писать только на иврите, а русский язык вывести из обихода. Но события повернулись иначе, сегодня русский язык в Израиле на каждом шагу, и эти мои знакомые не выдержали и снова предпочитают писать по-русски. Меня, например, удивляет, когда израильские русскоязычные журналисты при описании войны в секторе Газы пользуются кремлевским новоязом, таким как "зачистка", "блок-пост", "банд-формирования". На это мне отвечают, что таков просто современный русский язык, и никакой идеологии тут нет. Тем не менее, хотим мы этого или нет, очень многим кажется, что война Изрaиля в Газе и Ливане похожа на войну России в Чечне.

Я не оцениваю эти перемены с позиций "хорошо" или "плохо" (хотя мне все это не нравится). Ho такие медленные и необратимые исторические изменения, "тектонические сдвиги", как превращение евреев из разряда "угнетенных" в "правых фундаменталистов" или изменеие роли языков (и, как следствиe, способов осмысления разных политических процессов) в результате распространение интернета и телевидения требуют от тех, кому еврейские проблемы близки, иногда задумыватсья о природе этих премен.

Скажем, другой пример подобного исторического тектонического сдвига, это разрушение местечка (а у русских - деревни). Меня всегда поражал контраст положения еврейских городков конца 19 века, таких как Броды или Бердичев, да даже и Черновцы) с их современным состоянием. В 19 веке издавались газеты, кипели философские дискуссии, разворачивалась история. На старых фотографиях -- магазин колониальных товаров, сионистская гимназия, редакция антирелигиозного журнала. Сто лет спустя -- сельмаг, рюмочная, деревенское пришлое население, ничего не происходит. Я раньше думал, что это все из-за Холокоста и что немцы все уничтожили. Или что все из-за коммунистов, советская власть все истребила. Но потом увидел, что там, где не было немцев или (что реже) советской власти, практически то же самое. Это принципиальные исторические сдвиги, из-за которых история делается теперь в других местах, а немцы и советские -- только внешняя причина. Мне кажется, что и нынешние перемены какие-то фундаментальные, не зависящие от конкретной текущей политической ситуации.
Subscribe

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках не хватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • (no subject)

    На здешних латинских танцевальных вечеринках не хватает партнерш. Мне, по крайней мере. Среди латиносов больше мужиков. Причем не то, чтобы девушек…

  • (no subject)

    Хотел написать про сальсу, но неожиданно отвлекся на фейсбук, который почему то решил, что мой аккаунт стал подозрителен и удалил его.

  • (no subject)

    Если в офис стучится кто-то, рассуждающий про то, что у меня недостаточно грантов, нужно его встречать приветствием: - Деньги принес? - ...??? - Ну,…