מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Мысли, навеянные шиуром Талмуда и Пуримом

В Брахот 30б-31 обсуждаются законы молитвы. В частности, обсуждается Мишна

"Не встают для молитвы кроме как с тяжелой головой. Древние хасидеи (?) проводили час перед молитвой, чтобы сосредоточиться пред Отцом Небесным..." и так далее. (Хасидеи, в общем-то, к делу не относятся, упоминаю их только потому, что читал недавно у Лоуренса Шифмана, что возможно, хасидеи были движением в фарисействе, а возможно и нет).

"Тяжелая голова" (ковед рош) в данном случае означает "смирение", "серьезность".

Дальше рассказана история про то, как рав Аши проводил свадьбу своего сына (свадьба символизирует любое веселье), и гости изрядно развеселились, тогда он взял дорогой бокал из белого стекла и разбил, и гости опечалились.

Почему они опечалились? (Поясняет комментатор, не помню кто.) Потому что вспомнили, что жизнь их конечена, и подобно этому бокалу они тоже умрут. И стекло, в отличие от глины, можно переплавить (намек на воскресение мертвых).

Отсюда и обычай разбивать бокал на свадьбе. Хотя молва его связывает с памятью о разрушении Храма. Очевидно, разрушение Храма и бренность бытия -- это две причины, не позволяющие в нашем мире радоваться в полную силу. Одна причина историософская, другая, так сказать, метафизическая. В наше время обе эти причины срослись воедино, историческое Избавление Израиля не мыслится без физического избавления мира и наоборот.

Наличие зла делает возможным выбор между добром и злом, то есть соблюдение заповедей. Для соблюдения необходимо отличать правое от левого, добро от зла. В состоянии опьянения человек свободен от некоторых заповедей, например, от молитвы. Интересно, что закон в некоторых штатах Америки в качестве критерия вменяемости преступника устанавливает его способность отличать добро от зла.

Избавление представляет собой исправление греха вкушения от Древа познания. Опьянение до состояния неразличения Амана и Мордехая символизирует неразличение добра и зла. Один из аспектов вина - в том, что оно имеет "вкус Грядущего Мира", оно позволяет развеселить сердце человека, утешить скорбящего и забыть о фундаментальной печали, связанных с этим миром. (Кстати, ясно, что свадьба и продолжение рода - тоже способ преодолеть бренность бытия, потому свадьба и ассоциируется с весельем). Потому в Пурим мы пребываем, хотябы символически, в Грядущем мире.

Вино, однако, принципиально амбивалентно. Множество неприятностей произошло от вина. Сказано, "талмид-хахам пьет и хорошо ему, невежда пьет и плохо ему". Очевидно, чтобы почувствовать вкус Грядущего Мира и забыть о фундаментальной печали, связанной с бренностью нашего мира, необходимо питье вина сочетать с Торой и заповедями - ведь только они не подвержены распаду и уничтожению.
Subscribe

  • питерские наблюдения

    1) В районе Пяти углов, наверно, штук 50 разных ресторанов. Среди них - израильский Бе-кицер (мне там ожидаемо не понравилось). Еще есть бар "Цыгане…

  • Pierce’s Abduction of Science: Is Anti-Intellectualism of American Universities Rooted in Pragmatism

    Пишу злобную анти-американскую статью про измерение науки деньгами. Выложу-ка сюда кусок черновика, может, у кого какие замечания? Я, в частности,…

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments