מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Categories:

Жаботинский "Обмен комплиментов" (1911 г.)

http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/J/JabotinskijV/obmen.html
Перечитал случайно знаменитую статью Жаботинского "Обмен комплиментов" (1911 г.). Беседа русского и еврейского националистов о расизме. Лет 20 назад мне очень нравилась (как и вообще публицистика Жаботинского), не без удовольствия перечитал ее и сейчас.

Публицистика столетней давности выглядит любопытно -- что-то совсем непонятно, что-то актуально и сегодня, что-то понятно, но сегодня кажется заблуждением. Странные и кажущиеся немного бессмысленными рассуждения о "расах", полузабытый безумец Отто Вейнингер и совсем забытый Игнац Цольшан. Какая-то "умма шефела", какое-то личное горе Столыпина. Воображаемому собеседнику приписываются антисемитские аргументы вроде "народ, в священных книгах которого нет ни слова о том, что будет с человеком после смерти! Сравните это с арийцами, у которых вся религия то началась с культа "отцов"! Ведь это разительное доказательство полного отсутствия интереса ко всему. что не имеет непосредственной практической цели!"

Hу дались эти "арийцы"... A у мусульман как? у полинезийцев? У индусов и инков?
И вообще, что за хрень? У евреев священные книги -- Мишна. Гемара, Зохар, кодексы всякие галахические, сочинения праведников вроде Тании. Хумаш только с Раши. Танах у евреев фактически под запретом (кроме hафтары и других календарных отрывков). А то Жаботинский про это все не знает?

Столько копий об искусстве, какое искусство выше - изобразительное или музыкальное, и ни слова о текстах и герменевтике с экзегетикой. Неужели в 1911 году тексты еще не были актуальны?

"Позвольте вам только напомнить для сравнения, что нас, евреев, крестили и огнем, и мечом; это у нас не поговорка, и вся наша история за 2000 лет этим полна - и, однако, ни Путята, ни Добрыня ничего с нами не поделали. Очевидно, мы такой народ, с которым нельзя разговаривать с палкой в руках..."

Вот это 20 лет назад мне казалось очень убедительно, а сейчас кажется изрядной демагогией -- какой смысл сравнивать МИФ о крещении языческого народа и способы существования этно-конфессионального меньшинства, занимавшего определенную социальную нишу?

Или вот:
"Перед нами татарское иго. Это одно из самых странных политических явлений на свете. Оно почти беспримерно. Когда римляне завоевывали страну, они ставили там гарнизон, выводили туда римские или латинские колонии: это была оккупация, в той или иной форме. Тут было совершенно другое. После страшного разгрома татары отхлынули к себе в орду; они, собственно, эвакуировали Русь, и не фактическим постоем, а одним только угрожающим видом своим, издали, держали ее в повиновении. Вам не кажется, что для этого нужен был ей какой-то особенный... талант повиновения?... Сравните опять-таки, ради параллели, отношение евреев к чужеземному владычеству над Палестиной. Пока хоть горсть иудеев оставалась на святой земле. страна не покорилась. Не с ордою кочевников, а с великим Римом воевали Бар-Гиора и Бар-Кохба! Татары оставили удельной Руси полную автономию, и она смирялась и платила дань. Римлянам пришлось провести плуг по Иерусалиму, сравнять с землей цве тущие города Галилеи, истребить и разогнать еврейское население чуть ли не до последнего человека, и только тогда Иудея подчинилась. Кровавая баня Тита была тоже страшным "уроком", но через 70 лет Бар-Кохба уже успел его забыть. Очевидно, не все расы обладают счастливой способностью так свято помнить "уроки", чтобы достаточно было хорошенько "проучить" один раз, и повиновение гарантировано на 200 лет. Есть расы неукротимые, и есть поддающиеся укрощению. Какие "выше"?

Ну что "татарское иго"? Гумилев говорит про симбиоз Руси и Орды. какой смысл сравнивать со взрывоопасным Ближним Востоком, да еще совсем в другую эпоху?

То есть 20 лет назад казалось убедительная историческая публицистика, сейчас кажется просто прикольная юмореска.
Subscribe

  • (no subject)

    На мой взгляд (это я все про трактат Аркадьева думаю), бесконечность возникает не в языке (с его потенциальной возможностью бесконечной рекурсии) а…

  • (no subject)

    Правильно ли я понимаю, что слово "Европа" происходит от финикийского слова для Запада, однокоренного с эрэв, маарав, Магриб и т.п.?

  • (no subject)

    Сформулирую все-таки мнение о трактате Аркадьева. Он заявляет, что сущность человека состоит "в конфликте между языком и доязыковой тенью…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments