מכל מלמדײ השכלתי (duchifat) wrote,
מכל מלמדײ השכלתי
duchifat

Экономическое

Меня давно интересует, чем объясняется, что за умственную работу платят больше, чем за физическую? Казалось бы, землекоп в поте лица ворочает лопатой, секретарша перебирает бумаги и файлы в компьютере. У первого работа тяжелее, он бы и должен получать больше, а вот нет. Этот вопрос меня волнует не столько с точки зрения соц. справедливости, а с точки зрения, не может ли случиться так, что профессорам станут платить меньше, чем водителям автобусов. Ну и просто интересно.

Часто говорят, что людей, желающих и способных выполнять физическую работy всегда много, а людей с образованием -- мало. Но, по-моему, это не так. физических работников всегда не хватает, они нужны везде. А чем выше уровень образования, тем труднее нейти работу.

Я знаю две теории на этот счет. Первая гласит, что в наше время материальные вещи и физическая работа ценятся мало, потому что их научились производить много и дешево. А ценится информация и знание. "B разбогатевшем человечестве материал обретет способность обесцениваться полностью, до нуля, и даже становиться отрицательной ценностью. Чтобы избавиться, скажем, от старого дивана (отвезти его на свалку), вы должны затра-тить труд (время или деньги); но старый холодильник на свалку не отвезешь, в развитых странах это запрещено, — чтобы избавиться от него приходится платить почти по-ловину стоимости нового. Во-вторых и в главных, человек в разбогатевшем человечестве может трудиться в поте лица своего — и не создавать ничего полезного, более того: создавать нечто безусловно вредное для него и всех других людей. Не только чело-веческая, любая жизнь — избыточна: это характернейшая особенность всего живого. Не всякая деятельность вознаграждается, какая-то пропадает втуне, но чем сложнее и богаче общество (человеческое или животное), тем сильнее в нем проступает эта избы-точность. Вознаграждается другое. Какая-нибудь гениальная догадка, в том числе и случайная, как мутация, может в одночасье сделать человека богачом и осчастливить миллионы людей, — в частности, освободить их от тяжелого физического труда. Творческая мысль — вот что забыто в формуле ценообразования. И не просто забыто, а в принципе не может быть в ней учтено, разве что ненадежным вероятностным образом. Мысль, вдохновение, талант, удача, спрос, мода — да мало ли еще что из вещей существенно нематериальных, но действенных в ходе культурной эволюции, — вот главное в ценообразовании. Оказалось, что там, где нет голодных, физический труд сам по себе, без этих пустячков, — не стоит ничего."

Второе объяснение гласит, что образованые люди управляют обществом, они пишут законы и попросту поддерживают такую ситуацию, при которой они caми зарабатывают много, а физические работники -- мало. Например, если обнаруживается нехватка землекопов или строителей, то, чтобы поддержать низкую оплату их труда, ввозят гастарбайтеров из бедных стран. Или создают пооощряемую государством пирамиду образования, при которой образование стоит дорого, но, получив его, можно хорошо зарабатывать.

Мне второе объяснение кажется ближе к истине. Почему? Дa просто потому что как ни ценны идеи и информация, обесценить дома, машины и дороги они не могут, все равно работа землекопа и строителя всегда будет востребована.
Subscribe

  • (no subject)

    Хотел еше порассуждать про Аркадьева и редукционизм, но сейчас нет сил, потом напишу, а пока поставлю чтоб не забыть. Ну он вот рассматривает…

  • Руэда на Стрелке, вчера (меня там нет)

  • (no subject)

    Аркадьев пишет о том, что у "природных" знаков означающее неразрывно с означаемым. А в языке происходит разрыв, фонема, мол, ничего конкретного не…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • (no subject)

    Хотел еше порассуждать про Аркадьева и редукционизм, но сейчас нет сил, потом напишу, а пока поставлю чтоб не забыть. Ну он вот рассматривает…

  • Руэда на Стрелке, вчера (меня там нет)

  • (no subject)

    Аркадьев пишет о том, что у "природных" знаков означающее неразрывно с означаемым. А в языке происходит разрыв, фонема, мол, ничего конкретного не…